Кузьма Петров-Водкин
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич [24 октября (5 ноября)
1878, Хвалынск, ныне Саратовская область — 15 февраля
1939, Ленинград], российский художник, теоретик искусства и писатель.
Выдающийся мастер изобразительного искусства символизма и модерна, плодотворно
продолживший традиции «серебряного века» в советский период.
Родился в бедной семье сапожника. Благодаря поддержке местных
купцов-хлеботорговцев смог получить художественное образование — в т. ч. в Московском училище
живописи, ваяния и зодчества (1897-1905, где одним из его учителей был В. А.
Серов), в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901), а также
(1906-08) в частных академиях Парижа. В этот же период путешествовал по Италии
и Северной Африке. Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства».
Жил в Ленинграде, с 1927 — в Детском селе (ныне Пушкин).
Литература и живопись. «Купание красного коня»
В творчестве молодого Петрова-Водкина литература (проза и драматургия в духе М.
Метерлинка) соперничала с живописью. Окончательно
став художником, не раз возвращался к писательству. Типическими образцами
символизма по содержанию и модерна по форме явились его ранние картины, с
условными персонажами в ирреальном и таинственном пространстве сна или легенды
(«Сон», 1910; «Играющие мальчики», 1911; обе — Русский музей). Этапным символом
творческой зрелости явилось полотно «Купание красного коня» (1912,
Третьяковская галерея), где величавый, «фресковый» лаконизм форм, яркий и
сильный локальный колорит превращают простой, пасторальный мотив в поэтическое
иносказание о судьбах России. Та же поэтическая аллегорика
животворит картины «Мать» (1913), «Девушки на Волге» (1915, обе — там же), где
так же, как и в других зрелых образах мастера, проступает глубокая связь его
метода не только с современным французским искусством и итальянским ранним
Возрождением, но и с древнерусской живописью.
Новатором русского религиозного искусства, мастером
«церковного модерна» выступает художник в своей христианской иконографии
(«Богоматерь с младенцем», керамическое панно на здании клиники Р. Р. Вредена в Петербурге, 1904; росписи в храме Василия
Златоверхого в Овруче (1910), Морском соборе в Кронштадте (1913); росписи и
витраж в Троицком соборе города Сумы (1915); сохранились лишь частично).
Религиозные мотивы нередко одухотворяют и светские композиции Петрова-Водкина
(«1918 год в Петрограде», 1920, там же).
Формирование новой художественной системы
В революционном порубежье окончательно складывается художественная система
мастера, которую он излагал — со свойственной ему романтической восторженностью
мировосприятия — в письмах, заметках и поздних автобиографических сочинениях.
Открытые, по возможности чистые, не смешанные тона Петров-Водкин сочетает с
особого рода «сферической перспективой», которая позволяет ему, изображая
натуру в ракурсе сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты».
Чувство «планетного притяжения» Петров-Водкин стремится передать даже в своих
натюрмортах, что придает этим аскетически простым композициям монументальную
значительность («Селедка»; «Утренний натюрморт»; оба — 1918, Русский музей).
Побывав в 1921 в Самарканде, мастер расширяет историко-культурный спектр своей живописи и графики в сторону Востока (в 1923 вышла
книга Петрова-Водкина «Самаркандия» с его
иллюстрациями). Искренний «попутчик» Революции, он создает эпически
идеализированные образы Гражданской войны в картинах «После боя» (1923,
Центральный музей Вооруженных Сил, Москва) и «Смерть комиссара» (1928, Русский
музей). Но в ряде его полотен усиливаются ноты тревожного
отчуждения; они нарастают от картины «Землетрясение в Крыму», 1927-28, там же)
до полотна «1919 год. Тревога» (1934, там же), где мотив гражданской
войны — с питерским рабочим, которого среди ночи вызывают на фронт —
воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными
арестами. Картина «Новоселье» (1937, там же) — на тему перераспределения
жилплощади «бывших буржуев» —полна скрытой сатиры на
новый социальный быт.
Портреты
Выдающийся портретист, Петров-Водкин видел в своих моделях живые вехи времени,
героические воплощения человеческого достоинства и творческой чести. Таковы его
«Автопортрет» (1918), портреты А. А. Ахматовой (1922; оба — там же), А. Белого
(1932, Картинная галерея Армении, Ереван). Даже, казалось бы, сугубо
официальный портрет В. И. Ленина (1934, там же) выделяется в «Лениниане» своей удивительной, очень жесткой поэтической
объективностью.
В поздний период мастер особенно активно работал как писатель, запечатлев свою
«жизнь в искусстве» в произведениях «Хлыновск» (1930)
и «Пространство Эвклида» (1933), — ярких, по-своему красочных по стилю
сочинениях, которые являются своего рода вымышленной автобиографией, сочетающей
в себе черты романа, теоретического трактата и мемуарного текста. Плодотворно
работал также как художник театра и педагог.