Нико Пиросманишвили
Пиросманишвили Николай Асланович
(прозванный Нико Пиросмани)
(1862, село Мирзаани — 5 марта? 1918, Тбилиси),
грузинский художник-самоучка.
События его жизни
Родился в селе Мирзани, в Восточной Грузии. Ученые до сих пор спорят о
датах и событиях его жизни, овеянных многочисленными тайнами и легендами. В
двадцатилетнем возрасте Пиросманашвили пришел из
родного села в Тбилиси (Тифлис) и несколько лет работал слугой в доме
зажиточных армянских торговцев, занимаясь в свободное время живописью.
Влюбившись в одну из дочерей хозяйки, он написал ей любовное письмо, за что и
был изгнан. Вместе со своим другом, таким же художником-любителем Г. Зазиашвили, основал мастерскую по изготовлению вывесок,
однако эта затея не удалась. В начале 1890-х годов работал в Управе
Закавказской железной дороги кондуктором на местных поездах, позднее торговал
молоком и молочными продуктами. В конце концов, обнищал и стал бродяжничать,
зарабатывая на скудное пропитание рисованием картин и вывесок для кабаков, трактиров, мясных и молочных лавок, постоялых
дворов и винных погребков.
«Открытие» художника
В 1912 его живопись
«открыли» заезжие профессионалы — русские авангардисты Кирилл и Илья Зданевич и Михаил Ле-Дантю,
восхищенные вывеской одного из постоялых дворов, где была представлена морская
битва с участием прославленного русского крейсера «Варяг». Позже они
познакомились и с другими картинами гениального самоучки, стали материально
поддерживать его: кормили, устраивали ночлег, давали деньги на черную клеенку —
на ней Пиросмани писал без предварительных набросков.
Особенности творчества
Пиросмани создал искусство из ремесла — вывесок,
которые превратились у него в острохарактерные натюрморты, соединяющие жизнь
предметов и надписей. Помимо вывесок, Пиросмани
создавал портреты — индивидуальные и групповые, писал животных (оленей,
медведей, львов), красавиц в белых одеждах, пасторальные панорамы Грузии. Сцены
прошлого по-детски соединяются на его картинах с настоящим («Кахетинский
эпос»), изобилующие бытовыми деталями сельские пейзажи включают в себя
множество сюжетов («Ослиный мост»), подробные изображения людей представляют
собой обобщенный образ гордого горца. Однако множественность композиции
проникнута чувством целого — судьбы отдельного человека, жизни, мира. Это
единство задано лапидарным силуэтом, «наивной» стилистикой рисунка, оставляющей
место только главному, а также колоритом. Цвет на картинах Пиросмани
воспроизводит палитру грузинского народного искусства с его охристыми, черными
и синими тонами, соответствующими естественным красителям и природе этой
страны.
Маляр и ремесленник, не получивший никакого художественного образования, Пиросмани, благодаря мощи своего дарования, прирожденному
чувству формы и цвета, поднялся до самых больших художественных высот.
«Примитив» Пиросмани вдохновлял мастеров авангарда, в
его произведениях ощутимо дыхание настоящей классики. Из более двух тысяч
полотен, созданных Пиросмани, сохранилось около двух
сотен, большинство из них хранится в Государственном музее Грузии в Тбилиси.