Василий Поленов
Поленов, Василий Дмитриевич
(1844–1927), русский художник и деятель театра. Родился в Петербурге 20 мая (1
июня) 1844 в семье археолога Д.В.Поленова. Учился в петербургской Академии
художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского
университета. Брал частные уроки у П.П.Чистякова и И.Н.Крамского. Посетил в
1872–1876 Италию, Францию и Германию как «пенсионер» Академии художеств; много
путешествовал и позднее, побывав, в частности, на Ближнем Востоке и в Греции
(1881–1882, 1899 и 1909). Участвовал в качестве добровольца в
сербо-черногорско-турецкой войне 1877–1878, создал много батальных и
этнографических зарисовок и этюдов. Был членом «Товарищества передвижников».
Испытал влияние современной
французской живописи, в особенности
пейзажистов-барбизонцев и П.Делароша. В духе романтического историзма
Делароша
написан ряд его ранних картин (Право господина, 1874). Но естественней всего
его дарование выразилось в поэтических пленэрных пейзажах, где органично
соединились традиции «барбизонцев» и лирического «пейзажа настроения» в духе А.К.Саврасова. Таковы Московский дворик (1878), Бабушкин
сад (1878), Заросший пруд (1879; все картины – в Третьяковской галерее). В
большинстве случае это не чисто природные, и историко-природные, по-своему
поэтико-археологические образы, – подобно массе этюдов, созданных мастером на
Балканах и Средиземноморье. Эти этюды послужили подходами к
его знаменитому «евангельскому циклу» (Христос и
грешница, 1886–1887, Русский
музей, Петербург; и др.), где художник в духе
Л.Н.Толстого стремился
противопоставить церковному канону «правду среды и
быта», «Христа-человека».
Тенденции модерна – с его волей к
созданию синтетических «сверхпроизведений» – ярче
всего проступили в театральных работах Поленова. Он оформлял спектакли в
абрамцевском доме и Московской частной опере С.И.Мамонтова (опера Призраки
Эллады с музыкой самого художника, 1906; и др.), активно способствуя
декоративному обновлению русской сценографии. С 1910 художник увлеченно
занимался организацией самодеятельного театрального творчества, выступая как руководитель Секции содействия фабричным и
заводским театрам (с 1915 – Дом театрального просвещения имени В.Д.Поленова).
Он разрабатывал особого рода облегченные, мобильные декорации, регулярно
устраивал «народные» спектакли и концерты, что тоже отвечало исконной программе
модерна с его лозунгом «искусство
вместо революции».
Мастер плодотворно занимался и
архитектурой, внося – в эскизах церквей,
построенных
в Абрамцево (в соавторстве с В.М.Васнецовым, 1881–1882)
и Бехове под Тарусой (1906), – вклад в развитие
«русского стиля». Характерная для этих храмов стилизация под национальное
Средневековье уступила место общим задачам комфортности и пластической
выразительности планировки в зданиях собственного дома на Оке (1891–1892) и
мастерской там же (т.н. Аббатство, 1904), где Поленов-зодчий выступил как
предтеча функционализма. После революции мастер жил в своей усадьбе Борок, как на островке старой России, занимаясь живописью и
руководя деревенскими театральными кружками. Превратил усадьбу в музей, который
в 1939 был передан его родственниками государству. Учениками Поленова (по
Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал в
1882–1895) были, в частности, И.И.Левитан, К.А. и С.А.Коровины, А.Е.Архипов и
А.Я.Головин.
Умер Поленов в своей
усадьбе-музее Борок (с 1931 – Поленово)
18 июля 1927.