Поллок Джексон

Джексон ПОЛЛОК (Jackson Pollock) (28.10.1912-11.8.1956) «Джек-каплеметатель».

Американский живописец, основатель так называемой «живописи действия» («Action Painting»), которая представляет собой метод спонтанного нанесения изображения на полотно и не имеет ничего общего с традиционными художественными формами.

Поллок родился в Коди (Вайоминг) в семье овцевода. В 16 лет он записался в

Высшую школу прикладных искусств в Лос-Анджелесе, однако уже через год

вынужден был уйти оттуда из-за «неудовлетворительного поведения».

Середина 30-х: Абстрактные картины. С 1930 Поллок учился у Томаса Харта

Бентона, представителя так называемого американского регионализма,

выступающего против модернистов и отстаивающего реалистичную живопись.

Благодаря его влиянию из-под кисти Поллока в середине 30-х появились первые

картины (например, «Ночное пастбище», 1936). В 1935 Поллок попал в программу государственной поддержки неимущих художников. Он занимался чисткой общественньис памятников и работал помимо этого как ремесленник. В своих картинах (например, «Пламя», 1934—1938) Поллок постепенно отходил от

предметной живописи и приближался к европейскому авангарду: его интересовали работы Пауля Клее, Хоана Миро и Пабло Пикассо, а также Макса Эрнста, чья «капельная техника» (Эрнст наносил капли на бумагу) буквально очаровала его.

1937: В психиатрической лечебнице. В 1937 Поллок, у которого уже с юности

развилась алкогольная зависимость, попал в психиатрическую лечебницу, где

прошел курс лечения. Тем не менее в дальнейшем у художника случались рецидивы.

В 1941 он познакомился с художницей Ли Краснер, на которой четыре года спустя женился. В 1943 Поллок получил заказ на стенную роспись в доме владелицы художественной галереи Пегги Гуггенхайм. В своей работе Поллок объединил шрифтовые знаки, а также обозначения-символы животных и тотемов, которые появятся затем и в его последующих работах (например, «Волчица», 1943).

1946: «Живопись действия». В процессе поиска собственного стиля из-под кисти Поллока появилась картина «Готика» (1944), в которой он полностью отказался от фигуративных элементов. Целью художника было «напрямую переносить творческий процесс на полотно». Примерно в 1947 он открыл для себя так называемый «капельный» метод, позволивший ему вплотную приблизиться к своей цели: полотно он клал на пол и покрывал его каплями краски, беспорядочно стекающей с кисти, из жестяной банки или продырявленного ведра. Иногда он с силой метал краски на поверхность, смешивая их друг с другом; либо предварительно смешивал краски с песком или стеклянной крошкой и затем наносил эту смесь на полотно толстым слоем. О своей манере работы Поллок отзывался так: «На полу я являюсь частью картины». При работе он целиком и полностью отдавался вдохновению, и появившиеся таким образом продукты «подсознательной» деятельности подвергал в дальнейшем «осознанной» обработке с помощью деревянных палочек, ножей, мастерков и т. п. В период между 1947 и 1950 Поллок завершил свои наиболее известные работы: «Собор» (1947), «Номер 1: Белый какаду» (1948), а также «Туманность цвета синей лаванды» и «Осенний ритм» (обе — 1950). Особенность этих картин — прерывистые переплетения цветных линий, которые за счет своей прозрачности дают возможность заглянуть в пространство заднего фона картины. Для своих работ Поллок выбирал большие форматы, так как, по его мнению, мольбертная живопись устарела. Будущее живописи он видел в настенных росписях.

50-е годы: Кризис. После международного успеха на одной из выставок Поллок, которого критики успели наречь «Джеком-каплеметателем» («Jack, the Dripper») по аналогии со знаменитым «Джеком-потрошителем» («Jack, the Ripper»), пережил в начале 50-х тяжелый кризис и предался сильнейшим алкогольным возлияниям. Из его картин исчезли краски, сейчас он обходился одним лишь черным цветом. Многие работы нумеровал, оставляя без названий, «чтобы зритель видел в картине именно то, что она собой представляет — обнаженную живопись». Помимо картин, выполненных с применением «капельной» техники, Поллок создавал работы на основе энергичных, широких штрихов. При этом он часто обращался к фигурным мотивам (например, «Номер 29», 1952; «Белый свет», 1954). Симптомы психического заболевания у Поллока между тем обострялись все чаще, многократные курсы лечения успеха не приносили. После его любовной связи с одной молодой девушкой от художника ушла жена, Ли Краснер (1956). В том же году Поллок погиб в автокатастрофе в Ист-Хэмптоне (штат Нью-Йорк) в возрасте 44 лет.

 

                                                        ГАЛЕРЕЯ ПОЛЛОКА

 

       

Hosted by uCoz