Поллок Джексон
Джексон ПОЛЛОК (Jackson Pollock) (28.10.1912-11.8.1956) «Джек-каплеметатель».
Американский живописец, основатель так называемой «живописи действия» («Action Painting»), которая
представляет собой метод спонтанного нанесения изображения на полотно и не
имеет ничего общего с традиционными художественными формами.
Поллок родился в Коди (Вайоминг) в семье овцевода. В 16 лет он записался в
Высшую школу прикладных искусств в Лос-Анджелесе, однако
уже через год
вынужден был уйти оттуда из-за «неудовлетворительного поведения».
Середина 30-х: Абстрактные картины. С 1930 Поллок
учился у Томаса Харта
Бентона, представителя так
называемого американского регионализма,
выступающего против модернистов и
отстаивающего реалистичную живопись.
Благодаря его влиянию из-под кисти Поллока в
середине 30-х появились первые
картины (например, «Ночное пастбище», 1936). В 1935 Поллок
попал в программу государственной поддержки неимущих художников. Он занимался
чисткой общественньис памятников и работал помимо
этого как ремесленник. В своих картинах (например, «Пламя», 1934—1938) Поллок постепенно отходил от
предметной живописи и приближался к европейскому авангарду: его
интересовали работы Пауля Клее, Хоана Миро и Пабло
Пикассо, а также Макса Эрнста, чья «капельная техника» (Эрнст наносил капли на
бумагу) буквально очаровала его.
1937: В психиатрической лечебнице. В 1937 Поллок,
у которого уже с юности
развилась алкогольная зависимость, попал в психиатрическую лечебницу, где
прошел курс лечения. Тем не менее в дальнейшем у
художника случались рецидивы.
В 1941 он познакомился с художницей Ли Краснер,
на которой четыре года спустя женился. В 1943 Поллок
получил заказ на стенную роспись в доме владелицы художественной галереи Пегги Гуггенхайм. В своей работе Поллок
объединил шрифтовые знаки, а также обозначения-символы животных и тотемов,
которые появятся затем и в его последующих работах (например, «Волчица», 1943).
1946: «Живопись действия». В процессе поиска собственного стиля из-под
кисти Поллока появилась картина «Готика» (1944), в которой
он полностью отказался от фигуративных элементов.
Целью художника было «напрямую переносить творческий процесс на полотно».
Примерно в 1947 он открыл для себя так называемый «капельный» метод,
позволивший ему вплотную приблизиться к своей цели: полотно он клал на пол и
покрывал его каплями краски, беспорядочно стекающей с кисти, из жестяной банки
или продырявленного ведра. Иногда он с силой метал краски на поверхность, смешивая их друг с другом; либо предварительно смешивал
краски с песком или стеклянной крошкой и затем наносил эту смесь на полотно
толстым слоем. О своей манере работы Поллок отзывался
так: «На полу я являюсь частью картины». При работе он целиком и полностью
отдавался вдохновению, и появившиеся таким образом продукты «подсознательной»
деятельности подвергал в дальнейшем «осознанной» обработке с помощью деревянных
палочек, ножей, мастерков и т. п. В период между 1947 и 1950 Поллок завершил свои наиболее известные работы: «Собор»
(1947), «Номер 1: Белый какаду» (1948), а также «Туманность цвета синей
лаванды» и «Осенний ритм» (обе — 1950). Особенность этих картин — прерывистые
переплетения цветных линий, которые за счет своей прозрачности дают возможность
заглянуть в пространство заднего фона картины. Для своих работ Поллок выбирал большие форматы, так как, по его мнению,
мольбертная живопись устарела. Будущее живописи он видел в настенных росписях.
50-е годы: Кризис. После международного успеха на одной из выставок Поллок, которого критики успели наречь «Джеком-каплеметателем»
(«Jack, the Dripper») по аналогии со
знаменитым «Джеком-потрошителем» («Jack, the Ripper»), пережил в начале 50-х тяжелый кризис и предался сильнейшим
алкогольным возлияниям. Из его картин исчезли краски,
сейчас он обходился одним лишь черным цветом. Многие работы нумеровал, оставляя
без названий, «чтобы зритель видел в картине именно то, что она собой
представляет — обнаженную живопись». Помимо картин, выполненных с применением
«капельной» техники, Поллок создавал работы на основе
энергичных, широких штрихов. При этом он часто обращался к фигурным мотивам
(например, «Номер 29», 1952; «Белый свет», 1954). Симптомы психического
заболевания у Поллока между тем обострялись все чаще,
многократные курсы лечения успеха не приносили. После его любовной связи с
одной молодой девушкой от художника ушла жена, Ли Краснер (1956). В том же году
Поллок погиб в автокатастрофе в Ист-Хэмптоне
(штат Нью-Йорк) в возрасте 44 лет.