Никола Пуссен
Пуссен (Poussin) Никола
(1594-1665), французский живописец и рисовальщик. Учился у К.Варена и других французских художников; с 1624 жил в Риме
(в 1640-1642 - в Париже), испытал влияние Карраччи, Доменикино,
Рафаэля, Тициана, изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и
обмерял античные статуи, занимался анатомией и математикой. С 1620-х годов Пуссен создавал картины высокого гражданственного
звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи (“Смерть Германика”, 1626-1627, Институт искусств, Миннеаполис),
поэтические композиции на мифологические и литературные темы, отмеченные
возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита (“Ринальдо
и Армида”, 1625-1627, Государственный музей
изобразительных искусств, Москва; “Танкред и Эрминия”, 1630-е годы, Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург; “Парнас” 1630-1635, Прадо, Мадрид).
Господствующий в произведениях Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм
воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным
поступкам человека (“Аркадские пастухи”, около 1629-1630, собрание герцога
Девонширского, Чатсуорт; “Нахождение Моисея”, 1638,
Лувр, Париж). С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается
этико-философский пафос. Обращаясь к сюжетам античной
истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической
древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии
целого (“Отдых на пути в Египет”, 1658, Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург; “Великодушие Сципиона, 1653, ГМИИ,
Москва; "Похищение сабинянок" (фрагм)
Метрополитен-музей. Нью-Йорк; "Триумф Нептуна" 1634г. Музей
искусств. Филадельфия "Танкред и Эрминия" 1630-ые Эрмитаж. Санкт-Петербург;
"Поклонение золотому тельцу" Ок.1634г. Нац.
галерея. Лондон; "Мидас и Бахус" 1625г. Ст.пинакотека.
Мюнхен; "Вдохновение поэта" 1636-1638гг. Лувр. Париж)
Развивая принципы идеального пейзажа, Пуссен делает природу воплощением
совершенства и целесообразности (“Пейзаж с Полифемом”,
около 1649, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; серия пейзажей “Времена
года”, 1660-1664; “Аполлон и Дафна”, - все в Лувре, Париж). Вводя в пейзаж мифологические персонажи, олицетворяющие
различные стихии, используя в них эпизоды библейских сказаний, Пуссен выражал
идеи высшей необходимости или судьбы, как начала, регулирующего
взаимоотношения человека и мироздания.
("Пастухи в Аркадии" 1638-1640гг.; "Аполлон
и Дафна" 1625г.; "Завоевание Иерусалима"; "Зима или
Потоп" ок.1664г.; "Эхо и Нарцисс" ок.1630г.; "Смерть Германика"1627г.; "Воспитание Бахуса"
1630-1635гг.; "Компания Риналдо";
"Марс и Венера"1627-1629гг.; "Вакханалия"1622г.;
"Триумф Флоры"1631г.; "Царство Флоры" ок.1632г.;
"Похороны Фокия"1648г.; "Пейзаж с
Орфеем и Эвридикой" 1648г.: "Пейзаж с
Диогеном" 1647г.)
ГАЛЕРЕЯ ПУССЕНА
|