Рафаэль
Рафаэль(1483-1520). Сын художника, поэта-гуманиста, о котором мы
знаем немного, Рафаэль Санти рано достиг высших
почестей. Римский папа хотел увенчать его небывалой для живописца наградой, и
лишь преждевременная смерть помешала Рафаэлю стать кардиналом.
Первую по времени характеристику Рафаэля мы находим в письме
сестры герцога
Урбинского,которая называет
художника - ему тогда был двадцать один год
(1504)-'скромным и милым юношей'. Описание же его личности по
Вазари почти
полностью совпадает с тем, что просвещенный вельможа, воин и
прелат Кастильоне
говорил в своей книге о совершенном человеке. Рафаэль был учеником
Перуджино,
славного умбрийского мастера,
выразившего наиболее полно тот сладостный и
лирический идеал красоты, которым озарена умбрийская
школа живописи.
Таким кажется нам и сейчас мягкий пейзаж Умбрии,
таким, вероятно, были и грезы
Перуджино. Грезы, но не
окружавшая его действительность. Ибо, как мы видели,
идеалы этой эпохи выражались лучшими ее представителями в
искусстве и в
философии, но далеко не
всегда претворялись в жизнь - так что своими талантами
они как бы старались поправить действительность. Когда Перуджино создавал свои
хрупкие, ласковые и несколько наивные образы, радуясь той
певучести, которую он
умел придавать всему ритму своих композиций, в самой умбрийской столице шла
беспощадная борьба между феодалами, и, по свидетельству
современника, кровь там
лилась рекой: 'ее пили собаки и ручной медведь, бродивший по
улицам'".
Юный Рафаэль был похож на своего учителя. Однако даже в самых ранних
его
произведениях нам явственны
зачатки какого-то нового идеала.
В лондонской Национальной галерее висит его очаровательная картина
'Сон рыцаря',
написанная в 1500 году,то
есть когда Рафаэлю было всего семнадцать лет. Рыцарь -
мечтательный юноша, заснувший перед прекрасным пейзажем. Он
исполнен
грации,может быть, еще
недостаточно мужественной, но уже сочетающейся с неким
внутренним равновесием, душевным спокойствием. Это внутреннее
равновесие озаряет написанную годом или двумя позже знаменитую эрмитажную
'Мадонну Конестабиле' (так названную по имени ее
прежнего владельца).
В этой картине нет ничего случайного, и нет образа более лирического, как и
более крепкого своей внутренней
структурой. Какая гармония во взгляде мадонны,
наклоне ее головы и
каждом деревце пейзажа, во всех деталях и во всей композиции
в целом! И уже самой живой жизнью дышат фигуры нежно-задумчивой
матери и так
чудесно устроившегося на ее руках младенца. Все здесь значительно
и законченно-ясно.
Флоренция, куда он переезжает затем, - следующий этап в творчестве
Рафаэля. К
этому периоду относится его автопортрет, написанный в 1506 году
(Флоренция, Уффици), когда Рафаэлю было двадцать три года. Голова его и плечи
четко вырисовываются на гладком фоне.Контур
необыкновенно тонок, чуть волнист (во
Флоренции Рафаэль уже приобщился к
живописным открытиям Леонардо). Взгляд
задумчив и мечтателен.
Рафаэль как бы смотрит на мир и
проникается его гармонией. Но художник еще
робок, он бесконечно юн, ласковая кротость разлита по его лицу.
Однако сквозь
неуверенность и томление уже чувствуется нарождающееся душевное
равновесие.
Резко выступающая нижняя губа, линия рта, красиво и энергично
изогнутая, тонкий
овальный подбородок выдают решимость и властность.
Рафаэль - это завершение. Ибо все его искусство предельно
гармонично, дышит
внутренним миром, и разум, самый высокий, соединяется в нем с
человеколюбием и
душевной чистотой. Ибо его искусство - радостное и счастливое. Ибо
оно выражает
некую нравственную удовлетворенность, примирение человека со своей бренной
судьбой, приятие жизни во всей ее полноте и обреченности.
В отличие от Леонардо, Рафаэль не томит
нас своими тайнами, не сокрушает своим
всевидением, а ласково приглашает
насладиться земной красотой вместе с ним.
Ибо, в отличие от Леонардо, он - хотя и прожил гораздо меньше -
успел выразить в
живописи, вероятно, все, что мог. А это значит - полное царство гармонии,красоты
и добра. Рафаэль не открывал новых миров, в отличие от Леонардо и
Микеланджело,
он не смущал современников дерзостностью своих исканий: он
стремился к высшему
синтезу, к лучезарному увенчанию всего, что было достигнуто до
него, и этот
синтез был им найден и воплощен.
Папа Юлий II поручил Рафаэлю роспись своих личных покоев, или станц, в Ватикане.
В Риме, где создано или собрано столько великих памятников
искусства, эти фрески
производят одно из самых сильных и неотразимых впечатлений. Как
только вы входите в станцу делла
Синьятура (станцу подписей),
вы испытываете чувство совершенно особое: радостное освобождение от всего
мелкого и суетного вместе с приобщением к чему-то очень большому и светлому.
Флорентийские мадонны Рафаэля - это бесконечно изящные,
миловидные, трогательные и чарующие юные матери. Мадонны, созданные им в Риме,
то есть в период его полной художественной зрелости, приобретают иные черты.
Это уже владычицы, богини добра и красоты, властные своей женственностью,
облагораживающие мир,смягчающие
человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворенную гармонию,которую
они собой выражают. 'Мадонна в кресле' (Флоренция, галерея Питти),'Мадонна с рыбой' (Мадрид, музей Прадо),'Мадонна дель Фолиньо' (Рим, Ватиканская пинакотека) и другие всемирно известные мадонны,то в полной свободе вписанные в круг,то
царящие в славе над прочими фигурами в больших алтарных композициях,знаменуют
новые искания Рафаэля,путь его к совершенству в
воплощении идеального образа мадонны.
Этому великому живописцу не были чужды зодчество и ваяние. После
смерти Браманте он руководил строительством
знаменитого римского собора святого Петра; планы его были одобрены, но он успел
заложить лишь фундамент.
Среди учеников Рафаэля был и ваятель - Лоренцо Лоренцетто.
По эскизам и под
руководством своего великого учителя он выполнил несколько
скульптур, из которых до нас дошла только одна - 'Мертвый мальчик на дельфине'.
В ней воплощены в мраморе рафаэлевский идеал красоты, его ритм и гармония: нет
ужаса смерти, кажется, будто ребенок мирно заснул. Это единственное
свидетельство скульптурного гения Рафаэля хранится в нашем Эрмитаже. Таков был
этот великий мастер Высокого Возрождения.