Рафаэль

Рафаэль(1483-1520). Сын художника, поэта-гуманиста, о котором мы знаем немного, Рафаэль Санти рано достиг высших почестей. Римский папа хотел увенчать его небывалой для живописца наградой, и лишь преждевременная смерть помешала Рафаэлю стать кардиналом.

Первую по времени характеристику Рафаэля мы находим в письме сестры герцога

Урбинскогооторая называет художника - ему тогда был двадцать один год

(1504)-'скромным и милым юношей'. Описание же его личности по Вазари почти

полностью совпадает с тем, что просвещенный вельможа, воин и прелат Кастильоне

говорил в своей книге о совершенном человеке. Рафаэль был учеником Перуджино,

славного умбрийского мастера, выразившего наиболее полно тот сладостный и

лирический идеал красоты, которым озарена умбрийская школа живописи.

Таким кажется нам и сейчас мягкий пейзаж Умбрии, таким, вероятно, были и грезы

Перуджино. Грезы, но не окружавшая его действительность. Ибо, как мы видели,

идеалы этой эпохи выражались лучшими ее представителями в искусстве и в

философии, но  далеко не всегда претворялись в жизнь - так что своими талантами

они как бы старались поправить действительность. Когда Перуджино создавал свои

хрупкие, ласковые и несколько наивные образы, радуясь той певучести, которую он

умел придавать всему ритму своих композиций, в самой умбрийской столице шла

беспощадная борьба между феодалами, и, по свидетельству современника, кровь там

лилась рекой: 'ее пили собаки и ручной медведь, бродивший по улицам'".

Юный Рафаэль был похож на своего учителя. Однако  даже в самых ранних его

произведениях нам явственны зачатки какого-то нового идеала.

В лондонской Национальной галерее висит его очаровательная картина 'Сон рыцаря',

написанная в 1500 годуо есть когда Рафаэлю было всего семнадцать лет. Рыцарь -

мечтательный юноша, заснувший перед прекрасным пейзажем. Он исполнен

грацииожет быть, еще недостаточно мужественной, но уже сочетающейся с неким

внутренним равновесием, душевным спокойствием. Это внутреннее равновесие озаряет написанную годом или двумя позже знаменитую эрмитажную 'Мадонну Конестабиле' (так названную по имени ее прежнего владельца).

В этой картине нет ничего случайного, и нет образа более лирического, как и

более крепкого своей внутренней структурой. Какая гармония во взгляде мадонны,

наклоне ее головы и каждом деревце пейзажа, во всех деталях и во всей композиции

в целом! И уже самой живой жизнью дышат фигуры нежно-задумчивой матери и так

чудесно устроившегося на ее руках младенца. Все здесь значительно и законченно-ясно.

Флоренция, куда он переезжает затем, - следующий этап в творчестве Рафаэля. К

этому периоду относится его автопортрет, написанный в 1506 году (Флоренция, Уффици), когда Рафаэлю было двадцать три года. Голова его и плечи четко вырисовываются на гладком фонеонтур необыкновенно тонок, чуть волнист (во

Флоренции Рафаэль уже приобщился к живописным открытиям Леонардо). Взгляд

задумчив и мечтателен.

Рафаэль как бы смотрит на мир и  проникается его гармонией. Но художник еще

робок, он бесконечно юн, ласковая кротость разлита по его лицу. Однако сквозь

неуверенность и томление уже чувствуется нарождающееся душевное равновесие.

Резко выступающая нижняя губа, линия рта, красиво и энергично изогнутая, тонкий

овальный подбородок выдают решимость и властность.

Рафаэль - это завершение. Ибо все его искусство предельно гармонично, дышит

внутренним миром, и разум, самый высокий, соединяется в нем с человеколюбием и

душевной чистотой. Ибо его искусство - радостное и счастливое. Ибо оно выражает

некую нравственную удовлетворенность, примирение человека со своей бренной

судьбой, приятие жизни во всей ее полноте и обреченности.

В отличие от Леонардо, Рафаэль не томит нас своими тайнами, не сокрушает своим

всевидением, а ласково приглашает насладиться земной красотой вместе с ним.

Ибо, в отличие от Леонардо, он - хотя и прожил гораздо меньше - успел выразить в

живописи, вероятно, все, что мог. А это значит - полное царство гармониирасоты

и добра. Рафаэль не открывал новых миров, в отличие от Леонардо и Микеланджело,

он не смущал современников дерзостностью своих исканий: он стремился к высшему

синтезу, к лучезарному увенчанию всего, что было достигнуто до него, и этот

синтез был им найден и воплощен.

Папа Юлий II поручил Рафаэлю роспись своих личных покоев, или станц, в Ватикане.

В Риме, где создано или собрано столько великих памятников искусства, эти фрески

производят одно из самых сильных и неотразимых впечатлений. Как только вы входите в станцу делла Синьятура (станцу подписей), вы испытываете чувство совершенно особое: радостное освобождение от всего мелкого и суетного вместе с приобщением к чему-то очень большому и светлому.

Флорентийские мадонны Рафаэля - это бесконечно изящные, миловидные, трогательные и чарующие юные матери. Мадонны, созданные им в Риме, то есть в период его полной художественной зрелости, приобретают иные черты. Это уже владычицы, богини добра и красоты, властные своей женственностью, облагораживающие мирмягчающие человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворенную гармонию,которую они собой выражают. 'Мадонна в кресле' (Флоренция, галерея Питти),'Мадонна с рыбой' (Мадрид, музей Прадо),'Мадонна дель Фолиньо' (Рим, Ватиканская пинакотека) и другие всемирно известные мадонны,то в полной свободе вписанные в круг,то царящие в славе над прочими фигурами в больших алтарных композициях,знаменуют новые искания Рафаэля,путь его к совершенству в воплощении идеального образа мадонны.

Этому великому живописцу не были чужды зодчество и ваяние. После смерти Браманте он руководил строительством знаменитого римского собора святого Петра; планы его были одобрены, но он успел заложить лишь фундамент.

Среди учеников Рафаэля был и ваятель - Лоренцо Лоренцетто. По эскизам и под

руководством своего великого учителя он выполнил несколько скульптур, из которых до нас дошла только одна - 'Мертвый мальчик на дельфине'. В ней воплощены в мраморе рафаэлевский идеал красоты, его ритм и гармония: нет ужаса смерти, кажется, будто ребенок мирно заснул. Это единственное свидетельство скульптурного гения Рафаэля хранится в нашем Эрмитаже. Таков был этот великий мастер Высокого Возрождения.

 

                                                        ГАЛЕРЕЯ РАФАЭЛЯ

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz