Пьер Огюст Ренуар
Ренуар (Renoir) Пьер Огюст (25 февраля 1841, Лимож - 17 декабря 1919,
Кань-сюр-Мер, близ
Ниццы), французский живописец, график, скульптор. С
тринадцати лет подрабатывал в мастерской по росписи фарфора (1854), затем
расписывал гербы, веера, шторы, по вечерам посещал Школу рисунка и
прикладного искусства. Заработанные средства позволили Ренуару всерьез заняться
живописью. С 1862 учится в Школе изящных искусств, посещает мастерскую Ш. Глейра, где знакомится с Базилем,
Моне, Сислеем. Вместе с ними пишет пейзажи в окрестностях
Парижа. В 1864 в Салон принимают его картину 'Эсмеральда,
танцующая с козочкой' (впоследствии им уничтожена).
Знакомится с Курбе, его влияние можно заметить в 'Харчевне матушки Антони' (1866, Национальный музей, Стокгольм), 'Диане
охотнице' (1867, Национальная галерея ,Вашингтон). В
отличие от большинства импрессионистов, главной темой которых стал пейзаж,
Ренуара привлекает повседневная жизнь человека сцены, увиденные в парке, кафе,
на улице, на берегу реки, в купальне: 'Семья Сислея'
(1868, Вальраф-Рихарц-Людвиг музеум,
Кельн);
'Лягушатник' (1869, коллекция Оскара Рейхарта, Винтертур); 'Портрет Моне' (1872, частная коллекция,
Париж); 'В саду' (1875, Музей изобразительных искусств,Москва); 'После обеда' (1879, Штеделевский
институт, Франкфурт-на-Майне); 'Девушка за шитьем' (1879, Институт искусств,
Чикаго); 'Завтрак гребцов' (1881, галерея Филипс, Вашингтон). Ренуар участвует в первой выставке импрессионистов в 1874
('Танцовщица', Национальная галерея, Вашингтон); 'Ложа', Институт Курто, Лондон), затем во второй, третьей и седьмой.
Ренуар художник, влюбленный в жизнь, его восхищение красотой женщины, ее
грацией, блеском глаз, перламутровым сиянием кожи, прелестью и
непосредственностью детских лиц запечатлено в его картинах: 'Обнаженная' (1876,
Музей изобразительных искусств, Москва); 'Мадам Жорж Шарпантье
с детьми'(1876-78, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); 'Этюд к портрету Жанны Самари' (1877, Музей изобразительных искусств, Москва);
'Девушка
с веером' (ок.1881, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Модели Ренуара далеки от
классического идеала красоты; он отдавал предпочтение круглолицым
миловидным женщинам с пышными формами, сильным торсом, крепкими руками часто
это были деревенские девушки служанки, няни. Ренуар любит нежные, пастельные тона,розовые, голубые, нежно-зеленые
возможно, в этом сказалась его работа по росписи фарфора. В картинах Ренуара
много солнца, света, они исполнены дыханием жизни: воды струятся и сверкают
бликами, деревья трепещут на ветру, солнечные зайчики скользят по лицам,
одежде, траве; свободный мазок усиливает впечатление особой одухотворенности,
изменчивости мира. В 1880-х гг. Ренуар много путешествует Алжир, Испания,
Италия. Под влиянием Рафаэля он меняет свою манеру: рисунок становится точнее,
контуры четче, объемы более проработанными, все элементы формы тяготеют к
'классичности' ('энгровский' период): 'Зонтики' (ок. 1880,Национальная галерея, Лондон); 'Большие
купальщицы' (1884-87, Музей искусства, Филадельфия). Однако вскоре Ренуар
отходит от подобной 'строгой', скульптурной трактовки формы, возвращаясь к
более свободной живописной манере. Его колорит приобретает особую
светозарность, этот период называют 'перламутровым': 'Девушки за фортепиано'
(1892, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); 'Заснувшая купальщица' (1897, коллекция
Оскара Рейнхарта, Винтертур);
'Габриэль и Жан' (1895, коллекция Вальтера Гийома, Париж, где изображен Жан сын Ренуара, в будущем
знаменитый кинорежиссер). В конце жизни, вынужденный из-за болезни рук
отказаться от живописи, Ренуар переходит к скульптуре; давая указания помощнику
Гино, художник создает ряд великолепных скульптур,
отмеченных мощной пластикой форм, гармонией силуэтов, заставляющих забывать,
что перед нами творения немощного, изувеченного болезнью человека: 'Венера'
(1913, частная коллекция, Париж); 'Большая прачка' (1917, частная коллекция,
Кельн); 'Материнство' (1916, частная коллекция,Париж).