Илья Репин
Репин Илья Ефимович (Ilya Repin,1844–1930),
русский художник. Родился в Чугуеве (Харьковская
губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Первые
художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а
затем у чугуевского иконописца И.М.Бунакова;
с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Перебравшись в Петербург
(1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии
художеств (1864–1871). Жил в Италии и Франции (1873–1876). В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в
Куоккале, в своем имении «Пенаты». Был одним из активнейших членов
«Товарищества передвижников». Уже
религиозные картины, написанные по
академическим программам
("Иов и его друзья", 1869; "Воскрешение дочери Иаира", 1871; обе картины – в Русском музее,
Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией
стали его "Бурлаки на Волге" (1870–1873, там же); на базе
многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой
Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной
силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Пафос и протест в картинах
Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом "
Крестном ходе в Курской губернии" (1883),"Бурлаки на Волге"
1870-1873гг. "На солнце" 1900г. "Запорожцы, сочиняющие письмо
турецкому султану" 1878–1891гг."Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно
осужденных", то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с
«революционным циклом» о трагическом разладе общества ("Отказ от
исповеди", 1879–1885; " Не ждали", 1884; " Арест
пропагандиста", 1880–1892; все работы – в Третьяковской галерее; 17
октября 1905 года, 1907, Русский музей) он
увлеченно
пишет и живописные образы парадного фасада империи ("Прием
волостных старшин Александром III",
1885, там же; "Торжественное заседание
Государственного
Совета", 1901–1903, Русский музей).
Его темпераментная кисть насыщает мощной эмоциональной силой и исторические
образы былого ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану",
1878–1891", там же; "Иван Грозный и сын его Иван", 1885,
Третьяковская галерея). Эмоции эти порой буквально выплескиваются наружу:
иконописец А.Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным, изрезал в
1913 картину ножом.
("Стрекоза" 1884г."Не ждали" 1884-1888гг."Горбун"
1881г."Садко" 1876г.
"Крестный ход в Курской
губернии" 1883г. "Портрет П.М.Третьякова, основателя галереи"
1883г."Отдых" (В.А.Репина, жена художника)
1882г."Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года"
1885г."Портрет баронессы В.И. Икскуль"
1889г."Бурлаки идущие вброд" 1872г.).
Удивительно лирически-притягательны
портреты Репина. Он создает
острохарактерные народные типажи
("Мужик с дурным глазом", " Протодиакон";
обе работы – 1877, Третьяковская
галерея), многочисленные
«антологически»-совершенные образы деятелей культуры (М.П.Мусоргский,
1881; П.А.Стрепетова, 1882; П.М.Третьяков, 1883; все – там же; и
другие образы, в том числе портреты Л.Н.Толстого, написанные во время
пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские
портреты ("Баронесса В.И.Икскуль фон Гильдебрандт", 1889, там же).
Особенно красочно-задушевны образы родных художника:
" Осенний букет" (дочь Вера), 1892, там же; целый ряд картин с женой
Репина Н.И.Нордман-Северовой. Репин проявил себя и
как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и
ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в
школе-мастерской Тенишевой.
Старея, художник продолжает
удивлять публику. Апогея импрессионистически-живописной
свободы – и в то же время психологизма – достигает его живопись в портретных
этюдах для Государственного Совета. В загадочной картине
" Какой простор!" (1903, Русский музей) – с молодой парой, ликующей
на обледеневшем берегу Невского залива, – Репин выражает свое отношение к
новому поколению в характерной для него манере «любви-вражды».
После октябрьского переворота
1917 художник оказывается отъединенным от
России в своих «Пенатах», когда
Финляндия обретает независимость. В 1922–1925 пишет едва ли не лучшую из своих
религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу
(Художественный музей, Принстон, США). Несмотря на
приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и
поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с К.И.Чуковским).
Репин умер в своих «Пенатах» 29
сентября 1930.