Фьорентино Россо
Россо Фьорентиго (Rosso Fiorentino, il) (наст. имена и фамилия Джованни Баттиста ди Якопо
ди Гуаспарре) (1494–1540),
итальянский художник, один из основоположников маньеристического
направления в культуре Возрождения.
Родился во Флоренции 8 марта 1494. В юности учился в мастерской Андреа дель Сарто
вместе с Понтормо, с которым сотрудничал в ранний
период.
Получил прозвище «Рыжий из Флоренции»,
или просто «Рыжий» (Il Rosso).
В
1524–1527 работал в Риме, затем, после разгрома, учиненного там
французскими войсками, в ряде других итальянских городов.
Уже в ранних вещах (фреска Успение Богоматери, 1517, церковь Сантиссима-Аннунциата, Флоренция; Мадонна с четырьмя
святыми, 1518, Уффици, Флоренция) нарастают черты тревоги и внутренней
дисгармонии. Ярким свидетельством творческой зрелости Россо
может служить Снятие со Креста (1521, Городская
пинакотека, Вольтерра) и Моисей, защищающий дочерей Иофора (ок. 1523, Уффици), – с их
изломанными формами и, в особенности в первой вещи, острыми колористическими
диссонансами. В римский период Россо испытал сильное
влияние Микеланджело.
В 1530 уехал во Францию, где ему удалось снискать расположение
короля Франциска I. Занимался (вместе с Приматиччо и
другими мастерами; 1532–1539) декоративным убранством Галереи Франциска I во
дворце Фонтенбло, сыгравшей ключевую роль в обновлении старого замка; с 1536
был руководителем всех работ по украшению последнего. Эти
фрески и рельефы из стукко, в значительной мере
исполненные по эскизам Россо, – причудливые по
орнаментике и формальному строю, полные сложных символов и эмблем, – оказали
воздействие на развитие маньеризма в разных европейских странах, в том числе на
становление французской школы Фонтенбло. Умер Россо
Фьорентино в Париже 14 ноября 1540.