Андрей Рублев
Ок.
1360 или 1370, ? - 1430, Москва
О жизни гениального Рублева
известно так мало, что даже десятилетие, приблизительно обозначающее дату его
рождения, определяется по косвенным данным. Можно предполагать, что он родился
в Центральной России, скорее всего в Московском княжестве, что он происходил из
семьи ремесленника ("рубель" - инструмент для накатки кож). Первое
упоминание о нем в летописи относится к 1405 г. Там говорится о том, что
исполнение росписей Благовещенского собора в Московском Кремле было поручено
знаменитому Феофану Греку, мастеру Прохору ("старцу с Городца")
и чернецу Андрею Рублеву. Из этого следует, что он уже успел стать монахом и
сменил неизвестное нам, полученное при рождении, имя на имя Андрей.
Предполагают, что постригся он в Троицком монастыре при настоятеле Никоне, ученике
и преемнике Сергия Радонежского. Росписи Благовещенского собора утрачены, но в
иконостасе собора сохранилось 7 икон работы Рублева. Они свидетельствуют о его
высоком мастерстве и следовании византийской традиции, в русле которой
развивалась русская и кона.
К 1408 г. относится второе
летописное упоминание - о том, что Рублев с "иконником
Данилой" (Даниилом Черным) 25 мая начал расписывать Успенский собор во
Владимире. Это единственные сохранившиеся росписи Рублева. В них уже
обнаруживается отход от византийской традиции и зарождение традиции чисто
русской, для которой характерен не ужас перед Страшным Судом, а надежда на
переход из земной жизни в светлую и вечную загробную жизнь и упование на
милосердие сострадающего Иисуса Христа. К 1410-м гг. принято относить и 3 иконы
"Звенигородского чина" (названного так
условно, по месту, где они были найдены): "Спас", "Архангел
Михаил" и "Апостол Павел". В них, особенно в "Спасе",
новая традиция находит свое зрелое воплощение, знаменуя начало золотого века -
расцвета русского иконописания.
Возможно, что в это время или
несколько позднее Рублев написал и "Троицу" - лучшую из русских икон
и шедевр мирового искусства. Здесь ему удалось создать настроение душевной
гармонии, созвучности трех светлых душ, общающихся в безмолвной беседе друг с
другом. Доступная каждому по своему эмоциональному содержанию,
"Троица" вместе с тем представляет собой идеальное воплощение
сложного богословского содержания; внешне кажущаяся крайне простой, она
построена с изощренным композиционным мастерством.
"Троица" Рублева стала
образцом для громадного множества подражаний и
повторений, но ни одно из них не
смогло приблизиться к ее уровню. В середине 1420-х гг. Рублев вместе с Даниилом
Черным руководил росписью Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Росписи
утрачены, а в иконах, сохраняющих печать таланта и мастерства, начинает
ощущаться возраст художника. Утрачена и последняя его работа - росписи в
Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря в Москве,
где обитал Рублев и где сейчас находится Музей древнерусского искусства,
носящий его имя. В искусстве Рублева выразился перелом в духовной жизни России,
приближавшейся после Куликовской
битвы (1380) к полному освобождению от
татаро-монгольского ига, -
надежда на добрые перемены и на согласие людей,
вера в высшие ценности бытия. Сам
Рублев, по преданию, был спокойным и кротким человеком, чье существование было
занято только монастырской службой, искусством и размышлениями. Дата его смерти
- единственная точная дата: она была высечена на могильной
плите и скопирована до того, как плита погибла. Еще при жизни Рублев
пользовался почитанием, а после смерти превратился в легендарную фигуру, своего
рода символ высочайшего и духовного искусства. Однако долгое время его
авторитет был лишь слабым отголоском того, давнего почитания: никто толком не
знал, какие работы ему точно принадлежат, а такая бесспорная и знаменитая
работа, как "Троица", за прошедшие годы изменилась
неузнаваемо и судить о ее достоинствах стало невозможно. Лишь в XX
в. благодаря уси лиям многих исследователей и
реставраторов наше понимание его творчества и восприятие Рублева как одного из
гениев мирового искусства наполнилось реальным смыслом.