Рейсдал
Рёйсдал, Рейсдаль
(Ruysdael, Ruisdael) Якоб
ван (1628 или 1629-1682),голландский живописец и
график. Учился, вероятно, у своего дяди, С. ван Рёйсдала, испытал влияние Я. ван Гойена, Х.Сегерса; работал в
Харлеме, с 1656 - в Амстердаме. Крупнейший пейзажист Голландии XVII века, Рёйсдал в ранних произведениях изображал
скромные виды окрестностей Харлема (“Домик в роще”, 1646, Государственный
Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рёйсдал писал
монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и
резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости
жизни (“Еврейское кладбище”,
Картинная галерея, Дрезден; вариант - в Институте искусств, Детройт). В зрелый период
творчества Рёйсдал создавал городские, сельские,
морские, речные пейзажи (“Вид деревни Эгмонд”, Государственный музей изобразительных
искусств, Москва; “Пейзаж с водяной мельницей”, 1661, Рейксмузеум,
Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (“Болото”,
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Произведения этого периода
проникнуты ощущением сурового величия и живой изменчивости природы, отличаются
материальной осязаемостью форм, мастерской передачей динамики световоздушной среды.
Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам
художника (“Горы Норвегии”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург;
"Мельница в Вейке" 1661г. Рейксмузеум.
Амстердам;"Еврейское кладбище" Ок.1667
Галерея. Дрезден; Грозное море" 1670г. Музей изящных искусств. Бостон;
"Большой лес" Музей истории искусства. Вена;"Водопад
в лесу" Ок.1670г. "Две водяные мельницы" 1650-1652гг. Рейксмузеум; "Вид Харлема с полями" 1665г."Большой дуб" 1652г."Замок Бентхайм" 1653г «Вид Амстердама" Ок. 1650г. Пейзаж с холмами и
ручьем").