Мартирос Сарьян
Мартирос Сергеевич Сарьян родился
28 февраля (16 февраля, по старому стилю) 1880 года в армянском городке Новый
Нахичевань близ Ростова-на-Дону в армянской семье.
В семье было девять детей - шесть братьев и три сестры. Мартирос - седьмой
по старшинству. Отец будущего художника Саркис Мкртичевич
и мать Устианэ
Багдасаровна владели небольшим
участком земли на хуторе близ города, жили
очень скудно. На хуторе прошли детские годы Мартироса
Сергеевича.
C детства впитывал в
себя будущий художник атмосферу, создаваемую армянской апостольской церковью. В отрочестве Сарьян
несколько лет пел в церковном хоре, а его школьным учителем был будущий
католикос всех армян Геворг VI.
В 1887 году Мартирос переезжает в город
Нахичевань-на-Дону, где живет у старшего брата Ованеса.
К пятнадцати годам Мартирос Сарьян заканчивает
армяно-русское общеобразовательное городское училище.
Первое увлечение рисованием начинается в 15-летнем возрасте, когда Сарьян
работает в нахичеванской городской конторе по распространению журналов и
газет.
В 1897 году после успешной сдачи вступительных экзаменов, поступает в
Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Обучение проходило под
руководством замечательных мастеров В. Серова и К. Коровина. В месяцы
летних каникул (1900-1902) вместе с товарищем по училищу, студентом
архитектурных классов Геворком Миансаряном
Мартирос Сарьян совершает путешествие по Кавказу и
Закавказью.
Во время путешествий по Закавказью художник посещает Ани, древнюю столицу
Армении, где знакомится с материалами раскопок. Изучение армянского искусства,природы Армении, жизни
родного народа оказало огромное воздействие на все духовное и творческое
формирование Сарьяна.
В это время Мартиросом Сарьяном написаны первые
пейзажи, изображающие
Армению: "Макраванк", 1902;
"Гора Арагац", 1902; "Буйволы. Севан", 1903;
"Вечер в саду", 1903; "В армянской деревне", 1903 и
др.
Декорации, выполненные молодым художником для армянских вечеров в Москве,
получили высокую оценку в прессе.
Чуть позже, в 1904-1905 гг., по впечатлениям, полученным от путешествий
по Армении, Мартирос Сарьян создает первый цикл
"Сказок и снов" - "Король с
дочерью", "У подножия Арарата", "У воды",
"Чары солнца", "Озеро фей", "В ущелье Ахуряна" и т. д. Первый цикл "Сказок",
выполненный в основном акварелью,- это поэтические диалоги с природой; плавные,
поющие ритмы линий и сказочность живописных форм придают этим небольшим работам
совершенно особое обаяние.
В 1903 году Мартирос Сарьян заканчивает
училище, получив диплом и две
серебряные медали.
Художественное образование продолжилось в портретной мастерской училища
(1903-1904 гг.), которой руководили В. А. Серов
и К. А. Коровин.
В Московском училище живописи, ваяния и зодчества Сарьян был одним из
лучших учеников. Серов и Коровин отмечали его талант, его серьезность и
упорство в работе.
В 1907-1909 годах по коллекциям Щукина и Морозова Сарьян впервые
познакомился с современными ему французскими художниками.
Не отрываясь от собственных корней, Сарьян глубоко понял французов.
1909 год стал в этом смысле решающим. Были созданы картины "К
источнику",
"Зной. Бегущая собака", "Гиены",
"В роще на Самбеке" и др. В них, правда,
еще заметны некоторые стилевые приемы "Сказок" (особенно в
использовании
дополнительных мазков), но они не мешают до осязаемости живому восприятию
действительности. В первом автопортрете (выполненном в двух вариантах) мы
видим Сарьяна на фоне гор - художник устремил на зрителя уверенный
проницательный взгляд. Композиции всех этих работ построены таким
образом, что изображение органично сливается с картинной поверхностью. Точно
найденные контрастно-гармоничные тоновые сочетания больших цветовых плоскостей
создают пространственные планы, залитые внутренним светом. Сарьяновские
краски не только звучны, но и светоносны.
Особенно увлекает в эти годы Сарьяна искусство французских
импрессионистов, а также творчество тех русских мастеров, которые использовали
на свой лад опыт импрессионизма. Впечатления от поездок в Армению, лучшие
традиции русского искусства, воспринятые в училище, изучение работ некоторых
крупнейших французских мастеров конца XIX-начала XX века - все это
переплавляется в оригинальный стиль первых самостоятельных работ Сарьяна.
Показанные в Москве в 1907 году и позже, они были встречены свистками и
насмешками.
Произведения цикла "Сказки и сны" Мартироса
Сарьяна были впервые с большой
полнотой представлены на выставке, состоявшейся
в 1907 году в Москве и
носившей название "Голубая роза".Прямым
продолжением "Голубой розы" явились выставки "Венок" (1908)
и "Золотое руно" (1908, 1909, 1909-1910). Из иностранных мастеров
принимали участие - Сезанн, Матисс, Ван Гог, Брак, Дерен, Руо, Анри
Руссо, Роден, Майоль, Бурдель
и другие.
Невзирая на хулу, Сарьян продолжал спокойно работать. Вскоре насмешки
сменились осторожным полупризнанием, а затем пришла и слава, крепкая и
прочная, которую не могли
подточить ни злобные нападки, ни сомнительные
похвалы. И вот Сарьян-художник, уже выработавший собственную живописную
манеру, "в поисках новых впечатлений" ежегодно путешествует по родственным
его душе краям. В 1910 году - Константинополь, в 1911 - Египет, в 1912 -
северо-запад Армении, в 1913 - Персия, в 1914 - юг Армении, Гохтан.
Мировая война помешала художнику увидеть Индию и Японию. Одно за другим
возникают знаменитые полотна Сарьяна -
"Улица. Полдень", "Константинопольские собаки",
"Натюрморт. Виноград", "Финиковая пальма",
"Армянка", "Гора Абул и проходящие
верблюды","Портрет поэта Цатуряна",
"Цветы Калаки" и др.
По возвращении в Москву из путешествия в Персию, сняв мастерскую недалеко
от Кремля (в доме Перцова), Сарьян выполнил цикл картин на персидские
темы.
М. Сарьяну было тридцать четыре года, когда началась первая мировая
война,
которой сопутствовала
величайшая трагедия армянского народа - геноцид,
угрожавший ему полным физическим
уничтожением. Всенародная битва при
Сардарапате в 1918 году
остановила продвижение врага к сердцу Армении. Однако страна все еще пребывала
в крайне тяжелом состоянии. И тут ход истории круто изменился: молодая
Советская республика протянула Армении руку помощи. В 1920 году в Восточной
Армении была установлена Советская власть. Народ не только спасся от гибели, но
и получил долгожданную государственность.
Революция застает его в Ростове-на-Дону, где он организует общество
художников. В 1921 году по приглашению председателя Совнаркома Армении А. Мясникяна Сарьян с семьей переселяется в Ереван. Здесь по
поручению Народного Комиссара Просвещения Ашота Иоаннисяна организует Музей археологии, этнографии и
изобразительного искусства (Сарьян был первым директором этого музея).
Он был одним из "полпредов" молодого советского искусства за
рубежом и
участвовал в первых крупных выставках работ советских художников за
границей - в 1922 году в Берлине, в 1924 году - в Венеции (XIV биеннале). Сарьян совместно с П. Кончаловским был командирован на эту выставку, где
экспонировались его картины, посвященные природе и жизни Армении
("Горы", "Армения", "Полуденная тишина",
"Мой дворик", "Портрет поэта Е. Чаренда",
"Арагац", "Ереван" и др.).
Сарьян - художник, поэт и певец Советской Армении: уже в середине 20-х
годов так представляют творческий облик мастера повсеместно - и в СССР, и за
рубежом. В эти же годы он создает герб Советской Армении и занавес первого
государственного театра.
По предложению А. В. Луначарского, поддержанного правительством Армении,
едет в Венецию, где в XIV Международной
художественной выставке (Биеннале ди
Венеция) участвовали и советские мастера. Посещение музеев Рима, Флоренции,
Венеции. Картины Сарьяна имеют на выставке яркий и шумный успех,
репродуцируются.
В 1926 году Сарьян едет в Париж, где после полуторалетнего пребывания
организует выставку своих работ также преимущественно на армянские темы и
сюжеты.
Период осень 1926-весна 1928 гг. относится к временам высшего расцвета
его таланта и, главное, много решает в его судьбе. Эти полтора года Сарьян
провел в Париже. По его собственным словам, он там работал увлеченно и с полной
самоотдачей.
К несчастью, почти все картины,
написанные в Париже (а также шесть или
семь полотен, датированных 1921-25 годами - их художник привез с собой в
Париж из Еревана), ожидала бедственная участь: Сарьян отправил их морем, но
французский корабль "Фиржи", в трюме
которого находились работы живописца, загорелся в константинопольском порту, и сарьяновские холсты - все до
единого - погибли.
Вот как вышло, что от целого периода, насыщенного напряженнейшим
и вместе
с тем полным счастливой легкости трудом, не осталось почти ничего.
По возвращении из Франции участвует в выставках: Ереван ("Новые
приобретения Государственного музея Армении") и в Москве (выставка
общества "Четыре искусства"), занимается книжной графикой: создание
обложки и иллюстраций к сборнику "Армянские сказки", к книгам
Фирдоуси, Саят-Новы, Ованеса
Туманяна, Аветика Исаакяна, Егише Чаренца, Гургена Маари, Ваана Тотовенца.
В 30-е гг. ведет большую работу в области театрально-декорационного
искусства: создание эскизов
декораций и костюмов для постановок оперы "Алмаст"
А. Спендиарова (в Одесском театре оперы и балета в
1930 году и два варианта постановки в Ереванском театре оперы и балета, 1933 и
1938-39 гг.), опер "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова (Театр им. К.
С. Станиславского, Москва, 1931 г.) и "Храбрый Назар"
А. Степаняна (Ереванский театр оперы и балета, 1934-1935 гг.).
Произведения Сарьяна в тридцатые годы экспонируются на выставках в
Москве,
Ленинграде, Ереване,
Ленинакане, а также за рубежом - в Вене, Венеции,
Стокгольме, Берне, Цюрихе,
Копенгагене, Нью-Йорке, Филадельфии, Питсбурге.
За декоративное панно для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже
(1937) удостаивается Гран-при.
В ознаменование Победы художник пишет самый большой из своих натюрмортов
-
"Армянам - бойцам, участникам Великой Отечественной войны.
Цветы". В 1945 году Мартирос Сарьян награжден
орденом Ленина и медалями "За оборону Кавказа", "За доблестный
труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".
С 1946 г. трижды избирается депутатом Верховного Совета СССР, а начиная с
1959 г. до дня кончины является депутатом Верховного Совета Армянской
ССР.
Родина высоко оценила заслуги М. С. Сарьяна. Он награжден тремя орденами
Ленина, орденами Трудового Красного Знамени и "Знак почета".
Сарьян прожил долгий век. За девяносто с лишним лет своей жизни он
изведал
много мучительно-трудного и несправедливого. Но и в моменты самых тяжких
переживаний его никогда не покидала глубочайшая вера в могущество и
конечное торжество светлых начал жизни.