Алексей Саврасов

Саврасов, Алексей Кондратьевич (1830–1897), художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского «пейзажа настроения» в русской живописи. Родился в Москве 12 (24) мая 1830 в семье мелкого купца.

Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, окончил его в 1854. В 1862 и 1867 побывал во Франции, посетил ряд других западноевропейских стран; особое впечатления на него произвели горные виды Швейцарии. В 1870–1875 совершал ежегодные творческие поездки на Волгу. Был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870). Жил в Москве.

Раннее творчество Саврасова (Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную

погоду, 1851; Вид в окрестностях Ораниенбаума, 1854; обе работы – в Третьяковской галерее, Москва) пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким «кулисным» контрастам переднего и заднего планов. Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям (Пейзаж с рекой и рыбаком, 1859, Латвийский художественный музей, Рига).

Первоочередное значение в его образах получает влажная почва, прописанная

с тонким пониманием ее фактуры, и световоздушная среда, органично

объединяющая пространственные планы (Лосиный остров в Сокольниках, 1869,

там же; Лунная ночь. Болото, 1870, Историко-художественный музей, Серпухов). Изначально свойственная Саврасову «виньеточная» манера рисунка, сразу выделяющая главные, наиболее запоминающиеся свойства натурного мотива, перерастает в высокое мастерство поэтических обобщений-символов.

На Волге в 1871 мастер создает этюды к ряду лучших своих работ (Печерский

монастырь под Нижним Новгородом, Художественный музей, Нижний Новгород), в

том числе к знаменитой картине Грачи прилетели (Третьяковская галерея),

ставшей самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом

России. Этюдная работа над Грачами шла в марте, в селе Молвитино (ныне

Сусанино) Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках,

серо-голубое, блеклое небо, темные избы и старая церквушка на фоне стылых

дальних лугов, – все это сплавилось в образе удивительно проникновенном и

лирическом. Именно тут «настроение» – как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, – окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что

етко зафиксировал И.Н.Крамской, заметив (в письме Ф.А.Васильеву, 1871) о

других пейзажах на выставке: «все это деревья, вода и даже воздух, а душа

есть только в „Грачах“».

Незримо-зримая «душа», особое символико-поэтическое настроение животворит

и последующие вещи мастера, в том числе его замечательные московские мотивы, покоряющие своей безыскусной простотой (Дворик, 1870-е годы) либо контрастом бытовой скудости переднего плана с величавыми далями (Сухарева башня, 1872, Исторический музей, Москва; Вид на Московский Кремль. Весна, 1873, Русский музей, Петербург). Виртуозна по передаче почвенной влаги и световой игры облаков картина Проселок (1873, Третьяковская галерея).

Помимо картин авторитету Саврасова способствует и его плодотворная

педагогическая детельность: в 1857 он вел пейзажный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества; среди его учеников были К.А.Коровин и И.И.Левитан.

Черты символизма в искусстве Саврасова быстро нарастают, придавая натуре

свойства ностальгического видения (Могила на Волге, 1874, Алтайский краевой музей, Барнаул; многие из поздних весенних и зимних пейзажей).

Однако в поздний период мастер уходит с большой художественной сцены: страдая алкоголизмом и житейски опустившись, он прозябает в основном за счет копий с прежних своих работ, в том числе Грачей. Умер Саврасов в Москве 26 сентября (8 октября) 1897.

 

                                                  ГАЛЕРЕЯ САВРАСОВА

 

 

Hosted by uCoz