Алексей Саврасов
Саврасов, Алексей Кондратьевич
(1830–1897), художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского
«пейзажа настроения» в русской живописи. Родился в Москве 12 (24) мая 1830 в
семье мелкого купца.
Подростком писал пейзажные картинки
на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества,
окончил его в 1854. В 1862 и 1867 побывал во Франции, посетил
ряд других западноевропейских стран; особое впечатления на него произвели
горные виды Швейцарии. В 1870–1875 совершал ежегодные творческие поездки
на Волгу. Был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870).
Жил в Москве.
Раннее
творчество Саврасова (Вид на Кремль от Крымского
моста в ненастную
погоду, 1851; Вид в окрестностях
Ораниенбаума, 1854; обе работы – в Третьяковской галерее, Москва) пребывает
целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической
жизни, к резким «кулисным» контрастам переднего и заднего планов. Постепенно
художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и
колориту решениям (Пейзаж с рекой и рыбаком, 1859, Латвийский художественный
музей, Рига).
Первоочередное значение в его
образах получает влажная почва, прописанная
с тонким пониманием ее фактуры, и
световоздушная среда, органично
объединяющая
пространственные планы (Лосиный остров в Сокольниках, 1869,
там же; Лунная ночь. Болото, 1870, Историко-художественный музей, Серпухов).
Изначально свойственная Саврасову «виньеточная»
манера рисунка, сразу выделяющая главные, наиболее запоминающиеся свойства
натурного мотива, перерастает в высокое мастерство поэтических
обобщений-символов.
На Волге в
1871 мастер создает этюды к ряду лучших своих работ (Печерский
монастырь под Нижним Новгородом,
Художественный музей, Нижний Новгород), в
том числе к знаменитой картине
Грачи прилетели (Третьяковская галерея),
ставшей
самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом
России. Этюдная
работа над Грачами шла в марте, в селе Молвитино
(ныне
Сусанино) Костромской губернии. Талый снег,
весенние грачи на березках,
серо-голубое, блеклое небо,
темные избы и старая церквушка на фоне стылых
дальних лугов, – все это
сплавилось в образе удивительно проникновенном и
лирическом. Именно тут
«настроение» – как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог
картины со зрителем, – окончательно превратилось в необходимый и достаточно
самоценный компонент образа, что
етко
зафиксировал И.Н.Крамской, заметив (в письме Ф.А.Васильеву, 1871) о
других пейзажах на выставке: «все
это деревья, вода и даже воздух, а душа
есть только в „Грачах“».
Незримо-зримая «душа», особое
символико-поэтическое настроение животворит
и
последующие вещи мастера, в том числе его замечательные московские мотивы,
покоряющие своей безыскусной простотой (Дворик, 1870-е годы) либо контрастом
бытовой скудости переднего плана с величавыми далями (Сухарева башня, 1872,
Исторический музей, Москва; Вид на Московский Кремль.
Весна, 1873, Русский музей, Петербург). Виртуозна по
передаче почвенной влаги и световой игры облаков картина Проселок (1873,
Третьяковская галерея).
Помимо картин авторитету Саврасова способствует и его плодотворная
педагогическая
детельность: в 1857 он вел пейзажный класс в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества; среди его учеников были
К.А.Коровин и И.И.Левитан.
Черты символизма в искусстве Саврасова быстро нарастают, придавая натуре
свойства ностальгического видения
(Могила на Волге, 1874, Алтайский краевой музей, Барнаул; многие из поздних
весенних и зимних пейзажей).
Однако в поздний период мастер
уходит с большой художественной сцены: страдая алкоголизмом и житейски
опустившись, он прозябает в основном за счет копий с прежних своих работ, в том
числе Грачей. Умер Саврасов в Москве 26 сентября (8 октября) 1897.