Карл Шмидт
Шмидт-Ротлуф, Карл (Schmidt-Rottluff, Karl) (наст. фамилия Шмидт)
(1884–1976), немецкий художник, представитель экспрессионизма, мастер пейзажа.
Родился в Ротлуфе близ Хемница
1 декабря 1884 в семье мельника. Со школьных лет был дружен с Э.Хеккелем. В 1905 начал изучать архитектуру в Техническом
университете Дрездена, но в том же году оставил учебу.
Практически самоучка, обратившись
к живописи и графике, стал (вместе с
Хеккелем, Э.Кирхнером и др.) одним из основателей группы «Мост»,
положившей начало немецкому экспрессионизму. С той поры подписывал
свои работы «Шмидт-Ротлуф», добавив к фамилии
топоним.
Как и его соратники по «Мосту», уже в ранний период выдвинулся не только
как живописец, но и как мастер грубовато-выразительной, примитивистской гравюры
на дереве (Дама в шляпе, 1905). В живописи его увлекала чистая, органическая
стихия контрастных форм и красок (Сельский дом среди лип, 1907, Национальная
галерея, Берлин; Пейзаж в Дангасте, 1910,
Государственный музей, Амстердам; Лето на море, 1919, Музей Фолькванг,
Эссен); этот стиль, обозначенный в критике как «монументальный импрессионизм»,
нашел наиболее последовательное воплощение в пейзаже.
Писал также и сюжетно-фигурные композиции, был одаренным портретистом
(Автопортрет с моноклем, 1910, Национальная галерея, Берлин). Работал
вместе с Э.Нольде в Дангасте,
на побережье Северного моря (1907–1910), а с 1911 – в основном в Берлине. Под
влиянием кубизма и футуризма формы его живописи и графики стали более структурно-кристалличными, но не менее красочными.
В Первую мировую войну был на Восточном фронте;
посвятил ряд гравюр на
дереве своим русским
впечатлениям (Русский пейзаж под солнцем, 1919).
Создал в этот период наиболее значительные из своих религиозных
композиций
(ксилографический цикл Страстей Христовых, т.н. Христов альбом, 1918), в
том числе известный Путь в Эммаус. Проявил себя
как мастер весьма широкого
профиля: помимо станкового
искусства (Купальщицы на берегу, 1922, частное
собрание, Киль), обращался к монументальной живописи, скульптуре, книжному
дизайну и ювелирному делу. После того как пришедшие к власти нацисты
объявили его искусство «дегенеративным», «искусством вырождения», Шмидт-Ротлуф ушел в мир «тихого искусства» и малых форм
(меланхолически-созерцательные, безлюдные композиции в технике акварели или
живописи тушью – в основном по мотивам балтийского побережья). По окончании
войны вернулся к масляным краскам и более крупным по образному масштабу
картинам, однако лишь изредка достигающим прежней
экспрессии (Лунный свет, 1962, Музей группы «Мост»).
В 1946 стал президентом союза «За демократическое обновление Германии».
Получив пост профессора Высшей школы изобразительных искусств в
Берлине-Шарлоттенбурге (1947), жил в
Западном Берлине. Выступил здесь
инициатором создания Музея группы «Мост» (1967), куда передал много своих
работ. Умер Шмидт-Ротлуф в Западном Берлине 9
августа 1976.