Валентин Серов
Серов Валентин Александрович (Valentin Serov, 7.1.1865, Петербург, -
22.11.1911, Москва), русский живописец. Учился в юности у И.
Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880-85) у П. П.
Чистякова.
Творчество Серова раннего периода
формировалось под влиянием реалистического искусства Репина и строгой
пластической системы Чистякова. Большое воздействие на Серова оказала живопись
старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А.
Врубелем, а позже с К. А. Коровиным. Высшими достижениями раннего периода являются
портреты-картины "Девочка с персиками" (1887), "Девушка,
освещенная солнцем" (1888; обе в Третьяковской галерее). В этих
произведениях Серов, воспевая юность и красоту, видел главную свою задачу в
непосредственности восприятия модели и природы и их убедительном пластическом
истолковании. В разработке света и цвета, в передаче сложной гармонии
рефлексов, в насыщении среды воздухом, в свежести живописного восприятия мира
проявились черты раннего русского
импрессионизма. С начала 1890-х гг. портрет стал основным жанром в творчестве
Серова, приобретая новые черты:
психологически заострённую
характеристику человека и активно выявленное в
нём
артистическое начало. Излюбленными моделями Серова становятся артисты,
художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1893,
К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А.
Римского-Корсакова, 1898, - все в Третьяковской галерее). Отказавшись от
многокрасочной, сочной по цвету живописи 2-й половины
1880-х гг., Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или
коричневых тонов, пользовался более свободным широким мазком, способствующим
остроте передачи натуры. Импрессионистические черты сказываются подчас лишь в
композиционном построении портрета, характере движения портретируемого.
Получив широкую известность,
Серов вынужден много работать над заказными,
как правило, парадными портретами
(портреты великого князя Павла Александровича, 1897, Третьяковская галерея; С.
М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, - оба в Русском музее в
Санкт-Петербурге). В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному
исполнению произведениях, Серов всё более последовательно использовал
линейно-ритмические начала и декоративные цветовые сочетания.
("Девочка
с персиками (Вера Мамонтова)" 1887 Третьяковская галерея.
"Портрет Николая II"
1900 Частная коллекция. "Модель" 1905 Третьяковская галерея, Москва.
Россия "Заброшенный пруд. Домотканово" 1888
Третьяковская галерея. "Мика Морозов" 1901 Третьяковская галерея, Москва,
Россия. "На террасе в Введенске"
1880-е Музей русского искусства, Ереван, Армения.).
Одновременно в творчестве Серова
развивалось другое, противоположное
направление: он часто писал
интимно-задушевные, камерные портреты,
преимущественно детей и женщин. В
портретах детей Серов стремился
характерностью позы и жеста, всем
цветовым решением выявить и подчеркнуть
непосредственность внутреннего
движения, душевную чистоту и ясность
мировосприятия
ребёнка ("Дети", 1899, Русский музей; "Мика
Морозов", 1901,
Третьяковская
галерея). В 1890-х - начале 1900-х гг.
Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы.
Небольшие картины,
выдержанные в единой
тёплой серо-коричневой гамме, лишены повествовательных элементов -
скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности
("Октябрь. Домотканово", 1895, Третьяковская галерея; "Баба в телеге",
1899, Русский музей).