Поль Сезанн
Сезанн (Cezanne) Поль (19 января 1839, Экс-ан-Прованс — 22
октября 1906, там же), французский живописец.
Юность. Годы учения
Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был
дружен. После завершения учебы в 1858 работал в конторе своего отца —
провинциального финансиста, одновременно посещал Муниципальную школу рисования.
В 1861 Сезанн впервые отправляется в Париж, проваливается на вступительных
экзаменах в Школу изящных искусств. После кратковременного пребывания на родине
и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать
обнаженную натуру. Внимательно следит за художественной жизнью, посещает
знаменитое кафе Гербуа, в котором часто собираются
художники. Среди кумиров современности — Э. Делакруа и Г. Курбе. Копировал
картины старых мастеров в Лувре, преимущественно Веронезе, Тинторетто,
Караваджо, Креспи. Специального
художественного образования Сезанн не получил и был самоучкой, так как
не желал подчиняться догмам академического искусства.
Сезанн, Мане и импрессионисты
Через Золя знакомится
с художниками Э. Мане, а также К. Писсарро, К. Моне,
О. Ренуаром и др., будущими представителями импрессионизма. Участвовал в
выставках импрессионистов 1874 и 1877, однако не разделял их установки на фиксацию
мимолетных состояний природы. Как и Мане, вариации на
темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-70, частное
собрание, Париж; «Новая Олимпия», Музей д'Орсе,
Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн
был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже
подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-62, Пти
Пале, Париж).
Ранний период (1860-гг.)
Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический
характер: сцены насилия («Убийство», 1867-70, Галерея Вильдштейн,
Нью-Йорк), натюрморты типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником»,
1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения («Оргия», 1864-68,
частное собрание, Париж). Произведения Сезанна трудно датировать, так
как он редко выставлялся и не ставил сам дат на холсте. В числе значительных
работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (?), частное собрание), довольно
большого размера (198 · 118 см). Видимо, этот портрет должен был доказать отцу,
что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. В «Девушке у пианино» (ок. 1869, Эрмитаж)
изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце.
В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ
которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины — «Увертюра к
Тангейзеру»). На рубеже 1860-70 гг. начинается тема «купальщиц» и
«купальщиков», которая станет важной в последующие десятилетия.
Творчество 1870-х гг.
В начале 1870-х гг. Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике,
вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника). Семья живет в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна «малая столица импрессионизма»; тут
работают Писсарро и Гийомен.
Под влиянием Писсарро художник начинает писать этюды
на пленэре, овладевает техникой мелкого мазка. Наиболее импрессионистическая
картина этого периода — «Дом повешенного» (1873, Музей д'Орсе,
Париж). Уроки Писсарро были важны и потому, что он
уделял большое внимание пространственной организованности пейзажа. Сезанн желал
конструировать мир, передавать его устойчивые, непреходящие черты; его не
интересовали динамика окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере. Свой
творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х гг., он назвал
«воплощением», реализацией.
Пространственные планы мало интересуют Сезанна, он стягивает все изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективные зоны
как бы наплывают друг на друга, сливаются. Порой он использует приемы обратной
и сферической перспективы. Абсолютно прямые линии редки в его картинах: они то
изгибаются, то наклонны. Увлекаясь все более
акварельной живописью, он переносит отдельные ее приемы и в технику масляной
живописи, пишет на белых, специально негрунтованных холстах, красочный слой
становится у него все более облегченным, как бы светящимся изнутри. Краски Сезанна — это градации (по его словам, модуляции) трех
основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого.
Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее.
Автопортреты и натюрморты
В 1870-е гг.
начинается серия автопортретов. От «Автопортрета в фуражке» (ок. 1874, Эрмитаж) с его некоторой «диковатостью»
и «японизацией» изображения глаз он переходит к
созданию обобщенных образов («Автопортрет», ок. 1880,
частное собрание, Винтертур). В натюрморте
«Ваза с фруктами» (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в
профиль и одновременно несколько сверху. Совмещение разных точек зрения на
объект при его изображении — излюбленный прием Сезанна.
В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на
природе, у Сезанна никогда в ландшафтах не видно людей; его многочисленные
пейзажи, исполненные в Понтуазе, пустынны; более
того, в желто-охристых кристаллах домов словно не
подразумевается жизнь; это некие саркофаги духа среди пышной южной
растительности. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой
энергии сила. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться
геологией. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. гора Сент Виктуар, видная из окон и с
террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник
жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса».
Поздний период
На рубеже 1880-90 гг.
Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами. Композиция «Пьеро и
Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена
празднику «марди гра» —
последнему дню карнавала перед постом. Пять вариантов композиции «Игроки в
карты» (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую
же тему из местного музея. В середине 1890-гг. Сезанн начинает работать над
портретами («Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж; «Портрет Г. Жеффруа»,
1895, Музей д'Орсе, Париж), которые требовали
многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными.
Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая
композиция «Большие купальщицы» (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия),
призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Сезанн писал свои обнаженные натуры по воображению, фигуры его
часто деформированы, экспрессивны, поставлены в надуманные позы и группы.
Слава приходит к Сезанну в конце жизни. В Экс
начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. Воздействие его
искусства сказалось на творчестве П. Гогена и художников группы «Наби», фовистов и кубистов,
русских «сезаннистов» из «Бубнового валета». Сезанна
рассматривали порой как «художника для художников» и представителя «чистой живописи»,
иногда же, напротив, как создателя своего рода философской концепции мира и
искусства.