Михаил Шемякин
Шемякин Михаил Михайлович (р. 4 мая 1943 в Москве), российский художник. Сформировавшись в среде «неофициального искусства», стал одним из самых популярных в России современных художников.
Родился в семье офицера. В 1945-57 семья Шемякина жила в Германии. В 1957-61 будущий мастер учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде. Жил в Ленинграде, в 1971 был изгнан из СССР, обосновался в Париже. С 1981 живет в Нью-Йорке, с 1991 — в Клавираке (штат Нью-Йорк).
Становление стиля художника
Петербургский модернизм и петроградский авангард, творчество мастеров «Мира искусства», а с другой стороны — П. Н. Филонова — оказали решающее воздействие на становление собственного стиля Шемякина. Сквозной темой его искусства, соединившего в себе черты символизма и сюрреализма, стал карнавал — как категория не только житейского, но и космического порядка (Шемякин по праву может считаться одним из лидеров карнавализма как особого направления в русской изокультуре застойного времени). Работая в разных техниках, особенно охотно обращаясь к литографии, он трактует бытие как вечный маскарад, лихой и зловещий, — с маской Смерти или Бренности как центральным символом этого пестрого хоровода. Отдельные образы слагаются в огромные, многолетние циклы. Насильственно загонявшееся в подполье на родине, с переездом за рубеж его творчество обретает новую масштабность. Натурные мотивы по-прежнему «магически» преображаются (как в цикле «Чрево Парижа», 1977, навеянном впечатлениями от знаменитого парижского рынка накануне его сноса). Шемякин (в основном уже в американский период) развивает свои идеи всеобщего «метафизического синтеза» форм и символов в сериях графических и живописных вариаций в диапазоне всей истории мирового искусства; мы находим здесь и реминисценции древних наскальных изображений и тотемов, и мотивы из В. В. Кандинского, Ф. Бэкона и современных мастеров.
Начиная с «Классической испанской эпиграммы» 1971 года, художник неоднократно выступал и как график-иллюстратор (рисунки к прозе Ю. В. Мамлеева и поэзии М. Юппа). Особую популярность завоевали его графические листы по мотивам стихов и песен В. С. Высоцкого (1980-е гг.), с которым Шемякина связывала тесная дружба, — эти композиции, полные злого сарказма, воспринимаются как диагноз социального и нравственного распада позднесоветского общества.
Известна также историко-культурная и менеджерская деятельность художника: он не раз устраивал коллективные экспозиции русского «неофициального искусства» (в частности, организовал вместе с коллекционером А. А. Глезером выставку «Современная русская живопись» в Париже, 1976), издал альманах «Аполлон-77», объединивший многих писателей и художников-нонконформистов России (1977), первым выпустил полное собрание произведений Высоцкого в 3 томах с комплектом из 7 пластинок (1988).
В 1980-90-е гг. Шемякин все чаще обращается и к скульптуре, создавая «метафизические» рельефы, иронически-карнавальную мелкую пластику (эскизы которой переводились в бронзу, серебро и другие материалы). Его замыслы были воплощены в ряде монументальных работ, в т. ч. в трагически-гротескном памятнике Петру I в Санкт-Петербурге (бронза, 1991) и причудливом конном автопортрете, установленном у его дома в Клавираке (бронза, 1992).
Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993).

 

                                                 ГАЛЕРЕЯ ШЕМЯКИНА

 

 

 

Hosted by uCoz