Михаил Шемякин
Шемякин Михаил Михайлович (р. 4 мая 1943 в Москве),
российский художник. Сформировавшись в среде «неофициального искусства», стал
одним из самых популярных в России современных художников.
Родился в семье офицера. В 1945-57 семья Шемякина жила в Германии. В 1957-61
будущий мастер учился в средней художественной школе
при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в
Ленинграде. Жил в Ленинграде, в 1971 был изгнан из СССР, обосновался в Париже.
С 1981 живет в Нью-Йорке, с 1991 — в Клавираке (штат
Нью-Йорк).
Становление стиля художника
Петербургский модернизм и петроградский авангард,
творчество мастеров «Мира искусства», а с другой стороны — П. Н. Филонова — оказали решающее воздействие на становление
собственного стиля Шемякина. Сквозной темой его искусства, соединившего в себе
черты символизма и сюрреализма, стал карнавал — как категория не только
житейского, но и космического порядка (Шемякин по праву может считаться одним
из лидеров карнавализма как особого направления в
русской изокультуре застойного времени). Работая в
разных техниках, особенно охотно обращаясь к литографии, он трактует бытие как
вечный маскарад, лихой и зловещий, — с маской Смерти или Бренности как
центральным символом этого пестрого хоровода. Отдельные образы слагаются в
огромные, многолетние циклы. Насильственно загонявшееся в подполье на родине, с
переездом за рубеж его творчество обретает новую масштабность. Натурные мотивы
по-прежнему «магически» преображаются (как в цикле «Чрево Парижа», 1977,
навеянном впечатлениями от знаменитого парижского рынка накануне его сноса).
Шемякин (в основном уже в американский период) развивает свои идеи всеобщего
«метафизического синтеза» форм и символов в сериях графических и живописных
вариаций в диапазоне всей истории мирового искусства; мы находим здесь и
реминисценции древних наскальных изображений и тотемов, и мотивы из В. В.
Кандинского, Ф. Бэкона и современных мастеров.
Начиная с «Классической испанской эпиграммы» 1971 года, художник неоднократно
выступал и как график-иллюстратор (рисунки к прозе Ю. В. Мамлеева
и поэзии М. Юппа). Особую популярность завоевали его
графические листы по мотивам стихов и песен В. С. Высоцкого (1980-е гг.), с
которым Шемякина связывала тесная дружба, — эти композиции, полные злого
сарказма, воспринимаются как диагноз социального и нравственного распада позднесоветского общества.
Известна также историко-культурная и менеджерская
деятельность художника: он не раз устраивал коллективные экспозиции русского
«неофициального искусства» (в частности, организовал вместе с коллекционером А.
А. Глезером выставку «Современная русская живопись» в Париже, 1976), издал
альманах «Аполлон-77», объединивший многих писателей и
художников-нонконформистов России (1977), первым выпустил полное собрание
произведений Высоцкого в 3 томах с комплектом из 7 пластинок (1988).
В 1980-90-е гг. Шемякин все чаще обращается и к скульптуре, создавая
«метафизические» рельефы, иронически-карнавальную мелкую
пластику (эскизы которой переводились в бронзу, серебро и другие материалы). Его замыслы были воплощены в ряде монументальных работ, в т. ч. в
трагически-гротескном памятнике Петру I в Санкт-Петербурге (бронза, 1991) и причудливом конном
автопортрете, установленном у его дома в Клавираке
(бронза, 1992).
Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993).