Иван Шишкин
Шишкин Иван Иванович [13 (25) января 1832, Елабуга,
ныне Татарстан — 8 (20) марта 1898, Петербург], русский художник. Выдающийся
мастер пейзажа, органически соединил в своей живописи и графике черты
романтизма и реализма.
Родился в купеческой семье. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только
предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории
города Елабуги». Закончив Московское училище живописи,
ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии
художеств (1856-60). Как пенсионер Академии жил в 1862-65 в Германии и
Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера.
Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные
пейзажи другого швейцарца, А. Калама. Жил преимущественно в Петербурге. Особое
значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах
(куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и
Москвы.
Раннее творчество
Для
ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского
искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая
дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного»
построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного
единства образа. В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869,
там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет
тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической
координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин
чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в
русском пейзажном искусстве).
Зрелость
1870-е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой
свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872)
и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).
Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее
высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за
счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую
шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно
присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том
проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли,
уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин — замечательный поэт не только
почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее
типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или
«лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888)]. С особой охотой художник пишет породы
самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и,
наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Шишкина — такие, как
«Рожь» или «Среди долины ровныя...» (картина названа
по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные
дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические
образы России. Художнику одинаково удаются и далевые
виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом
лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную
ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник
природной жизни.
Плодотворно работал также в области офорта. Печатая свои тонко нюансированные
пейзажные офорты в разных состояниях, издавая их в виде альбомов, Шишкин мощно
активизировал интерес к этому виду искусства. Педагогической деятельностью
занимался мало (в частности, руководил пейзажной мастерской Академии художеств
в 1894-95), но имел в числе своих учеников таких художников, как Ф. А. Васильев
и Г. И. Чорос-Гуркин. Его образы, несмотря на свою
«объективность» и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного
«пейзажу настроения» саврасовско-левитановского типа,
всегда имели большой поэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу
любимейших художников А. А. Блока ). В Елабуге открыт
дом-музей художника.