Тёрнер Уильям
Тёрнер, Джозеф Мэллорд Уильям (Turner,
Joseph Mallord William) (1775–1851), английский
живописец и гравер; более всего известен своими поздними картинами, в которых
очертания предметов растворены в стихии света и цвета. Отвлеченность живописной
характеристики, получившая воплощение в таких произведениях, как Дождь, пар и
скорость (Лондон, Национальная галерея), была совершенно новым качеством в
искусстве этого времени, в какой-то мере предвосхитившим не только поиски
французских импрессионистов, но и художественные достижения мастеров абстракционизма.
Тёрнер родился 23 апреля 1775 в
Лондоне. Получив начальное образование, он
целиком посвятил себя занятиям
искусством и в 1789 поступил в школу при
Королевской академии художеств. В
1802 он был избран членом Академии, а в
1808 стал преподавателем
живописи. Художник много путешествовал, особенно
по Италии.
Обучение у мастера архитектурного
и топографического рисунка Томаса Малтона (Младшего)
и изучение произведений выдающихся пейзажистов 17 в. оказали решающее влияние
на концепцию пейзажа у Тёрнера. Он преодолел рамки описательности и пристрастие
к изображению древностей и превратил пейзаж в средство выражения романтических
переживаний. Это проявилось наиболее ярко в сотнях созданных им акварелей, где
изображенное пространство насыщено светом и воздухом. Приемы изображения
различных состояний световоздушной среды были
перенесены затем в масляную живопись.
В 1807 Тёрнер начал широко
известную серию из 70 гравюр, выполненных в
технике офорта и меццо-тинто для
издания, получившего название Liber Studiorum.
Взяться за эту работу, продолжавшуюся до 1820, мастера побудило его восхищение
собранием гравированных рисунков Клода Лоррена Liber Veritatis.
Тёрнер умер в Челси 19 декабря 1851.
Он завещал свои картины
(«Наследие Тёрнера») Национальной галерее в Лондоне при условии, что две из них
будут экспонированы вместе с произведениями Клода Лоррена,
а остальные сто с небольшим – в «галерее Тёрнера». В
1897 большинство картин художника было передано в галерею Тэйт.
При содействии последней было начато сооружение примыкающей к ней галереи Клор, специально предназначенной для размещения
произведений Тёрнера. Галерея Клор была открыта для
публики в 1987.