Джованни Тьеполо
Тьеполо (Tiepolo)
Джованни Баттиста (1696-1770, итальянский живописец,
рисовальщик, гравер. Учился в Венеции у Г.Ладзарини,
испытал влияние П.Веронезе и Дж.Б.Пьяццетты;
работал главным образом в Венеции и ее окрестностях (в 1756-1758 президент
венецианской Академии художеств), а также в Милане, Вюрцбурге,
Мадриде. Для ранних работ Тьеполо характерны беспокойные формы и контрастная
светотень, но в них уже сказываются присущие художнику богатство фантазии и
декоративный размах (цикл картин для дворца Дольфино
в Венеции, после 1725, ныне в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург и
других собраниях). В дальнейшем стиль Тьеполо приобретает свободу и
экспрессивность, его колорит светлеет, обогащаясь тонкими нюансами (плафоны
церквей Джезуати, 1737-1739, и Скальци,
1743-1744, в Венеции). К середине XVIII века Тьеполо, ставший к этому
времени признанным главой венецианской
школы живописи, пользовался широкой
известностью, много работал для иностранных дворов. Созданные им в
этот период фресковые циклы отличаются праздничной пышностью, сияющим колоритом,
построенным на сочетании нежных серебристых, красноватых, золотисто-желтых,
жемчужно-серых и синих тонов (росписи епископской резиденции в Вюрцбурге, 1750-1753; палаццо Лабиа
в Венеции, около 1750, виллы Вальмарана близ Виченцы, 1757; плафоны Королевского дворца в Мадриде,
1762-1766). Яркой эмоциональностью образов и виртуозностью живописной техники
поражают станковые произведения Тьеполо (“Триумф Амфитриты”, около 1740,
Картинная галерея, Дрезден; “Поклонение волхвов”, 1753, Старая пинакотека, Мюнхен).
Фрески Тьеполо, завершающие развитие итальянской
монументально-декоративной живописи XVI-XVIII веков, и его картины с их
неожиданными ракурсами ("Аполлон и Диана" (фреска)1757г. Вилла
Вальмарана. Виченца"Риналдо
и Армида в саду" 1752г. Лувр. Париж.; "Непорочное зачатие" 1767-1769гг. Прадо.
Мадрид "Аполлон и Дафна"
1744-1745гг. Лувр. Париж; "Пир Клеопатры" 1743-1744гг.
Национальная Галерея Виктории.Мельбурн.;"Cвятая, спасающая город от чумы" (фрагм)
1759г. Дуомо, Уесте) и пространственной динамикой, живописной
легкостью и свободой, тонкостью световоздушных
эффектов, прозрачностью мягких красок принадлежат к вершинам мировой живописи.
Тьеполо известен также как портретист (“Собрание в Арене”, 1748-1750,
Пинакотека, Удине) и автор блестящих по технике исполнения, изысканных, порой
гротескных рисунков и офортов, среди которых выделяются серии “Варикаприччи” (“Разнообразные причуды”) и “Скерчи ди фантазия” (“Шутки
фантазии”).