Тициан
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) (1476/77 или 1480-е годы - 1576), итальянский
живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения .
Учился в Венеции у Джованни Беллини, в мастерской которого сблизился с
Джорджоне; работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре,
Мантуе, Урбино, Риме и
Аугсбурге. Тесно связанный с венецианскими художественными
кругами (Джорджоне , Я.Сансовино , писатель П.Аретино и др.), выдающийся мастер венецианской школы
живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы
Возрождения.
Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью,
широтой охвата
действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов
эпохи.
Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность,
тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (“Христос и грешница”,
Художественная галерея, Глазго; так называемая “Цыганская мадонна”, Музей
истории искусств, Вена) с творчеством Джорджоне; самостоятельный стиль художник
начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями
Рафаэля и Микеланджело. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот
период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью,
мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (“Любовь земная и
небесная”, около 1515-1516, Галерея Боргезе, Рим;
“Флора”, около 1515, Уффици; “Динарий кесаря”, 1518, Картинная галерея,
Дрезден). Тогда же Тициан написал несколько портретов, спокойных и строгих по
композиции, богатых оттенками, тонко психологичных (“Мужской портрет”,
Национальная галерея, Лондон; “Юноша с перчаткой”, Лувр).
Новый период творчества Тициана (конец 1510-х - 1530-е годы)
связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из
главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. В это время
Тициан
создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные
образы
(“Вознесение Марии”, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари,
Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и
мифологические темы (“Празднество Венеры”, 1518,Прадо, “Положение во гроб”, 1520-е годы, Лувр, “Введение во храм”, 1538,
Галерея Академии, Венеция; "Портрет молодой женщины" Ок.1530г.
Эрмитаж. "Кающаяся Мария
Магдалина" 1560-егг. Эрмитаж “Венера Урбинская”,
1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и
красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые
художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Конец 1530-х
- 1540-е годы - время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной
прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные,
порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность,
уверенность и достоинство (“Ипполито Медичи”,
1532, “Ла
Белла”, 1538, “Пьетро Аретино”,
1545, - все в Палатина,
Флоренция).
Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам
Тициана
присущи цельность характеров, стоическое мужество (“Положение во гроб”, 1559, Прадо, Мадрид; “Кающаяся Мария Магдалина”,
1560-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Оплакивание
Христа”, 1573-1576, Галерея Академии, Венеция). В основе колорита поздних
произведений Тициана лежит тончайший красочный
хроматизм: цветовая гамма, в целом подчиненная золотистому тону, строится на
тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного,
блекло-зеленого.
В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в
эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира
стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной
мифологии сюжетами (“Даная”, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж,
"Вакханалия" 1525г"Юпитер и Антиопа" 1540г. "Венера с органистом и
амуром" 1548г. "Иоланта" (La Bella Gatta)"Любовь земная и
небесная" 1510г."Федерико
Гонзаго из Мантуи""Бахус и Ариадна"
1523-1524гг. Санкт-Петербург; “Венера и Адонис”, 1554, Прадо,
Мадрид; “Венера перед зеркалом”, 1550-е годы, Национальная галерея искусства,
Вашингтон).
Манера письма художника становится исключительно свободной,
композиция, форма и цвет строятся с помощью смелой пластической лепки, краски
накладываются на полотно не только кистью, но и шпателем и даже пальцами.
Прозрачные лессировки не скрывают подмалевка, а местами обнажают зернистую
фактуру холста. Из сочетания гибких многообразных мазков рождаются образы,
исполненные трепетной жизненности и драматизма. Живописная техника Тициана
оказала исключительное влияние на дальнейшее, вплоть до ХX
века, развитие мирового изобразительного искусства.