Тициан     

Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) (1476/77 или 1480-е годы - 1576), итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения . Учился в Венеции у Джованни Беллини, в мастерской которого сблизился с Джорджоне; работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге. Тесно связанный с венецианскими художественными кругами (Джорджоне , Я.Сансовино , писатель П.Аретино и др.), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. 

Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата

действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи.

Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (“Христос и грешница”, Художественная галерея, Глазго; так называемая “Цыганская мадонна”, Музей истории искусств, Вена) с творчеством Джорджоне; самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (“Любовь земная и небесная”, около 1515-1516, Галерея Боргезе, Рим; “Флора”, около 1515, Уффици; “Динарий кесаря”, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Тогда же Тициан написал несколько портретов, спокойных и строгих по композиции, богатых оттенками, тонко психологичных (“Мужской портрет”, Национальная галерея, Лондон; “Юноша с перчаткой”,  Лувр).

Новый период творчества Тициана (конец 1510-х - 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из

главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. В это время Тициан

создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы

(“Вознесение Марии”, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (“Празднество Венеры”, 1518,Прадо, “Положение во гроб”, 1520-е годы, Лувр, “Введение во храм”, 1538, Галерея Академии, Венеция; "Портрет молодой женщины" Ок.1530г. Эрмитаж.  "Кающаяся Мария Магдалина" 1560-егг. Эрмитаж “Венера Урбинская”, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Конец 1530-х - 1540-е годы - время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (“Ипполито Медичи”, 1532,  Ла Белла”, 1538, “Пьетро Аретино”, 1545, -  все в Палатина, Флоренция).

Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана

присущи цельность характеров, стоическое мужество (“Положение во гроб”, 1559, Прадо, Мадрид; “Кающаяся Мария Магдалина”, 1560-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Оплакивание Христа”, 1573-1576, Галерея Академии, Венеция). В основе колорита поздних произведений Тициана лежит тончайший красочный хроматизм: цветовая гамма, в целом подчиненная золотистому тону, строится на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зеленого. 

В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (“Даная”, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, "Вакханалия" 1525гпитер и Антиопа" 1540г. "Венера с органистом и амуром" 1548г. "Иоланта" (La Bella Gatta)"Любовь земная и небесная" 1510г."Федерико Гонзаго из Мантуи""Бахус и Ариадна" 1523-1524гг. Санкт-Петербург; “Венера и Адонис”, 1554, Прадо, Мадрид; “Венера перед зеркалом”, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон).

Манера письма художника становится исключительно свободной, композиция, форма и цвет строятся с помощью смелой пластической лепки, краски накладываются на полотно не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Прозрачные лессировки не скрывают подмалевка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Из сочетания гибких многообразных мазков рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Живописная техника Тициана оказала исключительное влияние на дальнейшее, вплоть до ХX века, развитие мирового изобразительного искусства.

 

                                                       ГАЛЕРЕЯ ТИЦИАНА

     

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz