Анри Тулуз-Лотрек
Тулуз-Лотрек (De Toulouse-Lautrec) Анри Мари Раймон Де
(24 ноября 1864, Альби — 9 сентября 1901, замок де Мальроме, близ Бордо), французский живописец, график.
Представитель древнейшего аристократического рода, получил хорошее домашнее
образование, с детства прекрасно рисовал. Судьба Тулуз-Лотрека трагична: после
перелома обеих ног красивый, ловкий мальчик превратился в калеку — карлика с
короткими ножками, большой головой. Искусство стало для него единственным
прибежищем. Его учителями были Р. Пренсто (1879-81),
в 1882-86 известные художники академической ориентации Л. Бонна и Ф. Кормон. Тулуз-Лотрек много рисует, особенно лошадей,
которых любил с детства, мечтая стать наездником. Ему хорошо удаются и
породистые кони, мчащиеся во весь опор: «Альфонс де Тулуз-Лотрек в карете»
(1881, Пти-Пале, Париж) и лошади-трудяги:
«Нагруженная телега», (около 1875-80, Музей в Альби).
Он делает портреты близких: матери — «Графиня де
Тулуз-Лотрек» (1883, там же); бабушки — «Габриэль де
Тулуз-Лотрек» (1882, частная коллекция, Нью-Йорк). Избегая жалости или насмешек,
Тулуз-Лотрек сам первым смеется над своим увечьем; он остроумен, насмешлив,
таково и его искусство. Он мастер гротеска: несколько стремительных, точных
штрихов — и на листе возникает убийственно меткий, узнаваемый образ.
Художник становится завсегдатаем
ночных увеселительных заведений Парижа, кочуя по кафе, кабаре, публичным домам;
альбом всегда при нем, ему охотно позируют, признавая за
своего. Он воссоздает атмосферу ночного города, его обитателей. Беглые наброски
передают не только характер, иногда в них прочитывается судьба, развязность
прикрывает порой усталость, одиночество: «Пересохшая глотка» (около 1889, Фогг Арт Музеум,
Кембридж); «Салон на улице Мулен» (1895, Музей в Альби); «Эти прекрасные дамы» (ок.
1895, Музей изобразительных искусств, Будапешт). Дерзкая энергичная линия
выхватывает мгновения из пестрой жизни ночного Монмартра.
У Тулуз-Лотрека есть излюбленные персонажи: певцы, танцовщики, отмеченные яркой
индивидуальностью и талантом. Знаменитая Ля Гулю —
«Танец в «Мулен-Руж» (1890, частная коллекция,
Филадельфия); «Ля Гулю, входящая в «Мулен-Руж» (1892,
Музей современного искусства, Нью-Йорк); звезда Монмартра,
певица Иветт Гильбер с
характерным лицом, тонким носом, худыми руками в черных перчатках — «Иветт Гильбер поет английскую
песенку» (1894, Музей изобразительных искусств, Москва). Особенно удачны листы,
посвященные владельцу кабаре Аристиду Брюану, который прославился тем, что
ругал и поносил посетителей.
Обычно насмешливый, иронично-дерзкий Тулуз-Лотрек становился иногда
внимательным, застенчиво нежным — «Джейн Авриль, выходящая из «Мулен-Руж» (1892,
Атенеум, Хартфорд): задумчивое усталое лицо
танцовщицы, опущенные глаза, строгий костюм — образ овеян тихой печалью. Но
простым и добрым Лотрек бывает, только рисуя
животных, возможно, потому, что в их глазах он не замечает ни удивления, ни
жалости к себе: ослик с грустными глазами, покорная лошадь с доброй мордой, важные почтенные быки — рисунки для «Естественных
историй» Ж. Ренара (1897, Национальная библиотека,
Париж). Любимый художник его —Дега, и он нередко
разрабатывает близкие темы: «Прачка с корзиной» (1888, литография); «Туалет»,
(1896, Музей Орсе, Париж); «Жокей» (1899, цветная
литография).
Кроме рисунков, пастелей, станковых картин маслом, Тулуз-Лотрек создавал
великолепные плакаты и афиши, подняв рекламу до уровня подлинного искусства: «Амбассадер. Аристид Брюан» (1892) — крупная голова в черной широкополой шляпе,
мефистофельский излом бровей, черный костюм и огненно-красный шарф; все
выглядит ярко, броско, завлекательно.
Тулуз-Лотрек скончался после долгой болезни, не дожив до 37 лет. Хотя при
жизни он не пользовался широким признанием, влияние его на современников и
художников 20 века было значительным.