Виктор Васнецов
Васнецов Виктор Михайлович (Viktor Vasnetsov,
1848–1926), художник, один из основоположников русского модерна в его
национально-романтическом варианте. Родился в селе Лопьял
(Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной
семинарии в Вятке (1862–1867), затем в рисовальной школе при петербургском
Обществе поощрения художеств (где его наставником был И.Н.Крамской) и Академии
художеств (1868–1875). Васнецов - основоположник особого «русского стиля»
внутри общеевропейского символизма и модерна. Он преобразовал русский исторический
жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды
или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших
полотен.
Среди этих
живописных былин и сказок – картины "Витязь на распутье" (1878,
Русский
музей, Петербург), "После побоища Игоря Святославича
с половцами"
(по мотивам "Слова о полку
Игореве", 1880), "Аленушка"
(1881),"Три богатыря" (1881–1898), "Царь Иван Васильевич
Грозный" (1897; все картины – в Третьяковской галерее). Некоторые из этих
произведений (к примеру, " Три царевны подземного царства", 1881, там
же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно,
переносящие зрителя в мир грез. "Аленушка"
1881г. Третьяковская галерея. Москва"Песнь
радости и печали" (Сирин и
Алконост) 1898г. "Витязь на распутье" 1878г. Русский музей. Петербург"Иван Царевич на Сером Волке" 1889г.
Тот же мир оживал в новаторских
театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки
А.Н.Островского " Снегурочка" на домашней сцене С.И.Мамонтова в Абрамцево (1881–1882) и одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова в Московской частной русской опере
С.И.Мамонтова (1885). "Богатыри" 1898г."Снегурочка"
1899г."Книжная лавочка" 1876г."Богатырь"
1870г."Бродячие музыканты" 1874г. "После побоища Игоря
Святославовича с половцами" 1880г. "Богатырский галоп" 1914г."Бой Добрыни Никитича с трехголовым драконом"
1918г."Три царевны подземного царства" 1881г."Гусляры"
1899г.
Принципы
«русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по его
эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево
были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882) и Избушка на курьих
ножках (1883), а в Москве – памятный крест на месте убийства великого князя
Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан
на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской
галереи (1906).
Самым же значительным его
монументально-декоративным свершением явились
росписи киевского Владимирского
собора (1885–1896); в них Васнецов стремился обновить византийские каноны,
внося в них лирически-личностное начало. После 1905 Васнецов примыкает к крайне
правому «Союзу русского народа», оформляя своими славянскими орнаментами
издания этой организации. Умер Васнецов в Москве 23 июля 1926.