Антуан Ватто
Ватто
(Watteau) (Жан) Антуан (10
октября 1684, Валансьенн — 18 июля 1721,
Ножан-сюр-Марна),
французский живописец.
Родился во фламандском городе Валансьенне,
вскоре отошедшем к Франции, в
восемнадцать лет пешком пришел в Париж, без денег, без работы, без
покровителей.
Работал в живописной мастерской известного
маршана Мариетта на мосту Нотр-Дам;
около 1704-05 гг. стал учеником знаменитого художника-декоратора
Клода Жилло,
писавшего также сценки из
жизни актеров. С 1707-08 работает у Клода Одрана,
резчика по дереву. Благодаря Одрану, исполнявшему обязанности хранителя
живописной коллекции Люксембургского дворца, Ватто
познакомился с серией полотен Рубенса, посвященных истории Марии Медичи,
произведениями фламандских и голландских мастеров, оказавших сильное
воздействие на технику и колорит его работ.
Ранние небольшие жанровые картины — с изображением забавной
уличной сценки
(«Сатира на врачей», ок.
1708, Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С.
Пушкина), бродячего шарманщика с сурком («Савояр», 1716,
Санкт-Петербург,
Эрмитаж), эпизодов из солдатской жизни («Бивуак», ок. 1710, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина;
«Рекруты, догоняющие полк», ок.
1709, Нант, Музей изящных искусств;
«Военный роздых», ок. 1716, Эрмитаж) —
обнаруживают остроту и оригинальность восприятия мира, художник,
несомненно,
ищет ценности не в претенциозном искусстве эпохи Людовика XIV, а
обращается к
искусству 17 века — крестьянским жанрам Луи Ленена,
графике Калло, фламандским
мастерам.
В период 1712-19 гг. Ватто увлекает
написание сцен из театральной жизни. В
полотнах «Актеры французского театра» (ок.
1712, Эрмитаж), «Любовь на
итальянской сцене» (Берлин,
Художественные музеи), «Арлекин и Коломбина» (ок.
1715, Лондон, Галерея Уоллес), «Итальянские
комедианты» (1716-19, Вашингтон,
Национальная галерея) он использовал
зарисовки понравившихся поз, жестов, мимики актеров, которые делал в театре,
ставшем для него пристанищем живых чувств.
Полон высокой поэзии печальный и добрый образ наивного простака,
героя
ярмарочного театра Жиля в костюме Пьеро в
полотне «Жиль» (Париж, Лувр).
Тончайшие нюансы человеческих переживаний — иронии, печали,
тревоги, меланхолии — раскрываются в его маленьких картинках с изображением
одной или нескольких фигур в пейзаже («Лукавница»,
1715, Лувр; «Капризница», ок. 1718, Эрмитаж; «Меццетен», 1717-19, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Герои
этих сцен обижены и застенчивы, неловки, насмешливы, лукавы и кокетливы, часто
печальны. Ироничная отчужденность, которая всегда сквозит в
картинах Ватто придает им оттенок ирреального,
фантастического и ускользающего миража. Изящество и виртуозная легкость письма,
переливчатая гамма карминных, зеленых, сиреневых цветов, многообразие тональных
оттенков вторят поэтической игре в чувства, которую
воплощают эти образы-характеры. Персонажи Ватто
далеки от реальности, словно
разыгрывая пантомиму, они изображают безмятежную жизнь в
совершенно особом мире на грани театра и реальности, мире, созданном
воображением художника.
Так называемые галантные сцены Ватто — «Радость жизни» (ок.
1715, Лондон,
Галерея Уоллес), «Венецианский праздник»
(Эдинбург, Национальная Галерея
Шотландии) изображают мир мечты с
оттенком грусти. За «Паломничество на остров
Киферу» Ватто был принят в члены Французской Академии (1717-18,
Лувр, Париж;
поздняя версия — Шарлоттенбург, Берлин).
Эта живописная элегия Ватто строится не
на коллизии, действии (неясно даже,
отплытие или возвращение изображено на
полотне), но лишь на едва уловимых оттенках настроения, общей поэтической и
эмоциональной атмосфере. Композиция «Паломничества» лишена
устойчивости — герои то группами устремляются вглубь картины, то расходятся
парами, то вдруг
обращаются к зрителю жестами или взглядом. Персонажи словно
подчиняются
«видимой» музыке — волнами подымающиеся и
падающие линии, объединяющие все
шествие, почти танцевальные движения пар, паузы, чередования
цветовых пятен
создают ощущение слышимой мелодии.
Иконография «галантных празднеств» («fetes
galantes») восходит к «садам любви»,
известным еще с эпохи
средневековья. Однако в отличие от парковых идиллий рококо «сады любви» Ватто олицетворяют не просто праздник прекрасной природы, в
красочно утонченных полотнах зыбкая поэзия чувств и размышлений о человеческом
бытии на земле окрашена в проникновенно
печальные лирические интонации.
В 1719-20 тяжело больной художник
посетил Англию (возможно, надеясь на
советы английских врачей), где пользовался большим успехом;
впоследствии
искусство Ватто оказало значительное
влияние на английскую живопись
середины — второй половины 18 века.
По возвращении в Париж для лавки «Великий монарх», принадлежащей Жерсену,
у которого измученный болезнью Ватто
попросил приюта, он написал одно из
самых знаменитых своих произведений и единственное,
которым он был доволен, «Вывеску лавки Жерсена»
(1720, Берлин, Художественные музеи). По словам самого Жерсена,
«написана она была за неделю, да и то художник работал только по утрам; хрупкое
здоровье не позволяло ему работать дольше». Бытовая сцена с изображением
интерьера лавки (в стиле «антикварных лавок» Д. Тенирса)
полна метафор — размышлений о своем времени: приказчики упаковывают в ящик
портрет короля Людовика XIV — возникают ассоциации и с названием лавки, и с
забвением ушедшего века.
Последние дни Ватто провел в Ножане недалеко от Парижа, куда перевез ворох театральных
костюмов, реквизит для будущих картин, и где написал образ Христа для местной
церкви.
В манере Ватто, никогда не поднимаясь,
однако, до высоты своего учителя, работали французские художники Патер и Ланкре.