Веласкес, Родригес де Сильва
Веласкес (Rodrigez de Silva Velasquez) Диего (4 или 5 июня
1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид), испанский художник, крупнейший
представитель испанского барокко.
Происходил из небогатой дворянской семьи. Учился в Севилье у Ф. Эрреры-Старшего и у Ф. Пачеко
(1611-17), на дочери которого Хуане Миранде, женился в 1618. В 1617 получил звание мастера.
Работал в Севилье и Мадриде, куда переехал в 1623, назначенный
придворным художником с исключительным правом писать портреты короля. Занимал
различные должности при дворе Филиппа IV, вплоть до гофмаршала двора в 1652; в круг его служебных обязанностей,
отнимавших много сил и времени, входила организация всех празднеств, приемов,
убранство дворцовых покоев, а также пополнение королевских собраний
произведениями искусства. Превосходя современных ему испанских художников не
только творческим диапазоном, но и смелостью и новизной художественных решений,
Веласкес писал картины на жанровые, мифологические, исторические, религиозные
сюжеты, портреты, пейзажи. Человек высокого нравственного благородства, он был
назван современниками «художником Истины».
Самостоятельность проявилась уже в ранних полотнах севильского периода,
созданных в жанре бодегонов (от исп. bodegon — трактир,
харчевня), изображавших скудные завтраки, кухонные сцены с немногими полуфигурами и выделенными на переднем плане натюрмортами.
В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной
живописью, отмеченных воздействием школы Караваджо, господствуют полные естественного
достоинства запоминающиеся народные типы («Завтрак», ок.
1617-18, Эрмитаж; сходная картина 1618-19, Музей изобразительных искусств,
Будапешт; «Старая кухарка», ок. 1620, Национальная
галерея Шотландии, Эдинбург; «Завтрак двух юношей», «Водонос», ок. 1621 — обе музей Веллингтон,
Лондон). К жанру бодегонов относятся и
немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса:
«Поклонение волхвов» (1619, Прадо); «Христос в доме Марфы и Марии» (ок. 1620, Национальная галерея, Лондон).
Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения
ценнейших королевских собраний живописи (в том числе произведений Тициана),
близость с испанской культурной элитой, встречи с
посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631)
содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию
мастерства. В необычных для испанской традиции картинах на античные сюжеты
(«Вакх» или «Пьяницы», 1628-1629, «Кузница Вулкана»,
1630 — обе в Прадо), с их острым чувством житейской достоверности и оттенком
иронии, мифологические образы соединены со сценами, приближенными к реальности.
«Сдача Бреды»
Картина «Сдача Бреды» (1634, Прадо, вошедшая в ансамбль Зала Королевств
мадридского дворца Буэн-Ретиро, — одно из самых
значительных произведений европейской живописи исторического жанра, в котором с
глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. Передача испанцам ключей от
нидерландской крепости Бреда — смысловой узел композиции, утверждающей за
побежденным право на уважение, а за победителем — на великодушие.
Огромное полотно, напоенное серебристым туманом раннего июньского утра и
создающее впечатление пространственной глубины, решено в сдержанном изысканном
колорите с тонко переданными валерами.
Качества новой свободной живописи Веласкеса, его
интерес к изображению пейзажной среды (два небольших пейзажа виллы Медичи и
Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете), стремление
наполнить жизнью схемы парадных изображений отличают его работы после
возвращения из Италии — так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36)
портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса
для дворцов Буэн-Ретиро и Торре
де ла Парада (все в Прадо). В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары,
жест, движение. Серо-коричневый фон кажется воздушным, обладающим глубиной,
свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает
крупнозернистый холст. Строгая темная гамма оживлена изысканнейшими
сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и
золотого. Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких,
бархатистых, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. Портретируя короля, сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес
изображает человека таким, каков он есть, в слиянии самых разноречивых черт
характера, будь то жестокий временщик Оливарес (ок. 1633, Эрмитаж), хмурый вельможа Хуан Матеос (ок. 1632, Картинная
галерея, Дрезден), итальянский кардинал Камило Асталли (1649-50, Музей Испанского общества в Америке,
Нью-Йорк), полный внутренней энергии неизвестный кабальеро (возможно Алонсо Кано, 1630-е гг., музей
Веллингтон, Лондон), погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес (1635-38,
Прадо) или овеянная благородным изяществом «Дама с веером» (ок.
1648, галерея Уоллес, Лондон).
В портретах королевских карликов и шутов Веласкес снепредвзятой
зоркостью взгляда раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний,
поднимающийся подчас до скорбного трагизма («Барбаросса», 1636-38; «Эль Бобо дель Кориа»,
ок. 1637-39; «Эль Примо»,
1644; «Себастьяно дель Морра», ок. 1643-44; «Мальчик из Вальескаса», ок. 1644, «Хуан
Австрийский», начало 1650-х гг. — все Прадо). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо,), предстают
образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших
внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Интеллектуальная
содержательность сатирика Мениппа выражена в его
ироническом, недобром отношении к миру, в образе баснописца Эзопа — грустное
безразличие и мудрость человека, изведавшего истинную цену жизни. К тому же
периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом» (до 1651,
Национальная галерея, Лондон), редчайшее в истории испанской живописи
изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией.
Второй поездке Веласкеса в Италию (1649-51) сопутствовал традиционный
успех. Портрет его ученика мулата Хуана Парехи (1644-50;
Нью-Йорк, Метрополитен-музей) был восторженно встречен в римских
художественных кругах. Веласкес был избран членом римской Академии св.
Луки и общества виртуозов Пантеона. Портрет римского папы
Иннокентия X (1650,
галерея Дориа-Памфили, Рим), необычайно смелый по
откровенности образ (принимая его, Иннокентий Х воскликнул: «Слишком правдиво!») стал самым знаменитым созданием Веласкеса за
пределами Испании; в Риме его без конца копировали.
Портреты 1650-х гг.
1650-е гг. — время самых высоких творческих свершений Веласкеса.
Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок отмечены поздние женские
и детские портреты особ королевского дома (королева Марианна Австрийская, ок. 1649, Прадо; инфанта Мария Тереза, 1651, собрание Леман, Нью-Йорк; 1653 Музей истории искусства, Вена;
инфанта Маргарита, 1653; 1659, там же; 1656, Лувр; 1660, Прадо; инфант Филипп Просперо, 1659, Музей истории искусства, Вена). Глубокой
психологической характеристикой отмечен портрет стареющего Филиппа IV (1655-56, Прадо, авторское повторение в
Национальной галерее в Лондоне).
«Менины» и «Пряхи»
Главные создания Веласкеса позднего периода — крупномасштабные композиции
«Менины» («Фрейлены», 1656,
в инвентарях 17 и 18 вв. картина обозначалась как «Семья», «Семья Филиппа IV»), «Пряхи» (1657) — обе в Прадо. В
«Менинах», картине, наполненной движением
пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта
(девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес в
момент исполнения портрета королевской четы, отраженной в зеркале в глубине
зала) предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее
взаимосвязей и изменчивых проявлений. Картина построена на сложном
переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков
и образных сопоставлений. В столь же многоплановой по замыслу картине «Пряхи»
сцена в королевской ковровой мастерской с фигурами прях на первом плане
запечатлевает как бы целый мир, выступающий в единстве и реальности мечты,
повседневной жизни и мифа о греческой мастерице Арахне.
Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично
соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бы вольную импровизацию
со строгой продуманностью композиции.