Василий Верещагин
Верещагин Василий Васильевич (Vasily Vereshchagin,
1842–1904), русский художник, мастер батальной картины. Родился в Череповце 14
(26) октября 1842 в семье помещика. В 1850–1860 учился в петербургском
Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на
фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. В 1860 поступил
в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 неудовлетворенный
системой преподавания. Посещал мастерскую Ж.-Л.Жерома
в парижской Школе изящных искусств (1864). Всю жизнь был неутомимым
путешественником.
Стремясь (по его собственным
словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в
Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868,
1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии
(1874–1876, 1882).
В 1877–1878 участвовал в
русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 посетил
Сирию и Палестину, в 1888–1889 и
1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок
воплощались в больших циклах этюдов и картин.
("Апофеоз войны"
1870-1871гг."В Иерусалиме. Царская гробница." 1884г. "Мавзолей Тадж-Махал в Акре"
1874-1876гг."Смертельно раненый" 1873г.).
В его батальных полотнах
публицистически - остро, с жестким реализмом
раскрывается изнанка войны. Хотя
его знаменитая «туркестанская серия» имеет вполне определенную
имперски - пропагандистскую нправленность,
в картинах над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической
обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато - коричневым, воистину «пустынным»
колоритом. Знаменитым символом всей серии стала картина " Апофеоз
войны" (1870–1871, Третьяковская галерея), изображающая груду черепов в
пустыне; на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим
и будущим».
("Портрет
бачи" 1867-1868гг.
"Торжествуют" 1871-1872гг. "Побежденные. Панихида" 1878г."Двери Тимура" 1872г. "Проход Барскаун" 1863г. "Дервиши в праздничных
нарядах" 1869-1870гг. "Наполеон I
на Бородинских высотах" 1897г. "Шипка-Шейново.
Скобелев под Шипкой" 1878г. "Пикет на
Балканах" 1878г. "Мраморная набережная"
1874г.).
«Туркестанской» серии не уступает
«балканская». В ней художник, напротив,
бросает прямой вызов официальной
панславистской пропаганде, напоминая о
фатальных просчетах
командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар
от османского ига. Особенно впечатляет полотно
" Побежденные.
Панихида" (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом
расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.
Широкую известность завоевала также его серия " Наполеон в России"
(1887–1900). Художник был и одаренным литератором, автором книги " На
войне в Азии и Европе. Воспоминания" (1894); большой интерес представляют
также его " Избранные письма" (переизданы в 1981).
Верещагин погиб во время
русско-японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904,
при взрыве
броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура (ныне Люйшунь,
Китай).