Василий Верещагин

Верещагин Василий Васильевич (Vasily Vereshchagin, 1842–1904), русский художник, мастер батальной картины. Родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика. В 1850–1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. В 1860 поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 неудовлетворенный системой преподавания. Посещал мастерскую Ж.-Л.Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864). Всю жизнь был неутомимым путешественником.

Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882).

В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 посетил

Сирию и Палестину, в 1888–1889 и 1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.

("Апофеоз войны" 1870-1871гг."В Иерусалиме. Царская гробница." 1884г. "Мавзолей Тадж-Махал в Акре" 1874-1876гг."Смертельно раненый" 1873г.).

В его батальных полотнах публицистически - остро, с жестким реализмом

раскрывается изнанка войны. Хотя его знаменитая «туркестанская серия» имеет вполне определенную имперски - пропагандистскую нправленность, в картинах над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато - коричневым, воистину «пустынным» колоритом. Знаменитым символом всей серии стала картина " Апофеоз войны" (1870–1871, Третьяковская галерея), изображающая груду черепов в пустыне; на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

("Портрет бачи" 1867-1868гг. "Торжествуют" 1871-1872гг. "Побежденные. Панихида" 1878г."Двери Тимура" 1872г. "Проход Барскаун" 1863г. "Дервиши в праздничных нарядах" 1869-1870гг. "Наполеон I на Бородинских высотах" 1897г. "Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой" 1878г. "Пикет на Балканах" 1878г. "Мраморная набережная" 1874г.).

«Туркестанской» серии не уступает «балканская». В ней художник, напротив,

бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о

фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига. Особенно впечатляет полотно

" Побежденные. Панихида" (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Широкую известность завоевала также его серия " Наполеон в России" (1887–1900). Художник был и одаренным литератором, автором книги " На войне в Азии и Европе. Воспоминания" (1894); большой интерес представляют также его " Избранные письма" (переизданы в 1981).

Верещагин погиб во время русско-японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904,

при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура (ныне Люйшунь,

Китай).

   

                                                   ГАЛЕРЕЯ ВЕРЕЩАГИНА

 

 

Hosted by uCoz