Ян Вермеер Делфтский 

Вермеeр Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (1632–1675), голландский живописец. Работал в Делфте, как художник сложился под влиянием К.Фабрициуса. Ранние произведения Вермеера, крупнейшего мастера голландской жанровой и пейзажной живописи, отмечены тягой к монументальности, возвышенности образов (“Христос у Марфы и Марии”, 1655).

В крупнофигурном полотне “У сводни”, ярко жизненной композиции, полной

молодого задора и полнокровной чувственности, элементы тонального колорита

смело сочетаются с крупными звучными пятнами чистого цвета. Со 2-й половины 1650-х годов Вермеер писал небольшие картины с одной или несколькими фигурам в залитом серебристым светом интерьере городского дома (“Девушка с письмом”, Картинная галерея, Дрезден; “Служанка с кувшином молока”, Государственный музей, Амстердам), уделяя внимание не столько сюжетно обоснованному действию, сколько общему лирическому настрою сцены, душевному состоянию персонажей. Тщательная, любовная выписанность деталей воссоздающая фактурное богатство предметного мира, тонкое использование естественного освещения, как бы преображающего интерьер, раскрывают поэзию повседневного домашнего бытия, органическое единство человека и окружающей его среды. Классическая ясность, естественность и живая выразительность композиции, легкая вибрация света и воздуха, светонасыщенность звучного цвета, богатая игра оттенков и скользящих рефлексов, красочность бликов одухотворяют мир людей и предметов, сообщают им внутреннюю значительность.

("Девушка с жемчужной сережкой" Маурицхейс. Гаага;"Молодая женщина с

кувшином" Нью-Йорк. Метрополитен-музей; "Вид Делфта" Ок.1661гаурицхейс. Гаага"Улочка" 1658г. Амстердам Государственный музей; "Кружевница" 1665г. Лувр. Париж; "Бокал вина" Государственная галерея. Берлин). 

В конце 1650-х годов Вермеер создал два шедевра пейзажной живописи:

лирически проникновенную, тонкую по исполнению “Улочку” (Государственный

музей, Амстердам) и сияющий свежими, чистыми, мягкими красками “Вид Делфта” (Маурицхёйс, Гаага). В 1660-е годы творчество Вермеера становится более созерцательным и изысканным, живопись – более холодной, матово-эмалевой, выдержанной в жемчужной гамме с яркими пятнами лимонно-желтых и голубовато-синих тонов (“Девушка с жемчужиной”). Теперь художник часто изображает богато обставленные комнаты, в которых дамы и кавалеры музицируют, ведут галантные беседы (“Любовное письмо”, около 1670, Государственный музей, Амстердам). Особым обаянием обладают  созданные в этот период образы людей труда, искусства, науки, передающие самоуглубленность человека в минуты творчества (“Кружевница”; “Географ”, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне; “Мастерская художника”, Музей искусств, Вена). Ярко индивидуальное искусство Вермеера не было оценено современниками и надолго забылось. Интерес к нему возродился лишь в XIX веке.

 

                                                  ГАЛЕРЕЯ ВЕРМЕЕРА

 

 

         

     

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz