Веронезе Паоло
Веронезе(Veronese; собственно Кальяри, Caliari) Паоло (1528-1588), итальянский
живописец эпохи Позднего Возрождения. Учился в Вероне у А. Бадиле; работал
главным образом в Венеции (с 1553), а также в Вероне, Мантуе, Падуе.
Художественная манера Веронезе воплощает лучшие черты венецианской
школы
живописи: легкий, изощренный
рисунок, пластичность формы, изысканная цветовая
гамма, основанная на сложном сочетании чистых цветов, объединенных светоносным серебристым
тоном.
Веронезе много писал на библейские
сюжеты ("Брак в Кане ",1563; "Поклонение
волхвов", 1571; "Пир в доме Левия",
1573;"Нахождение Моисея",1580, "Оплакивание
Христа", между 1576 и 1582, "Сотворение Евы",1575-80). Веронезе
смело вводил в эти произведения жанровые мотивы, жизненные наблюдения, портреты
современников, за что инквизиция обвинила его в излишне светской трактовке
религиозных тем.
В поздних работах художника праздничная приподнятость, ликующие
краски, смелые
ракурсы уступают место настроениям смутной тревоги, скорби,
меланхолии, характерным для конца эпохи Возрождения.
Главная сфера деятельности Веронезе - монументально-декоративная
живопись.
Его исполненные маслом на холсте крупные многофигурные композиции,
украшающие стены и плафоны светских и культовых зданий Венеции, часто служат
прославлению величия и военных триумфов
Венецианской республики. Им присущи героическая
приподнятость образов, энергичная светотеневая лепка, выразительность ракурсов
и движений, праздничное, ликующее великолепие цвета ("Старость и
Юность", 1553,"Диалектика", 1575-77, "Триумф Венеции",
1578-1585, - все во Дворце
дожей,Венеция; "Триумф Мардохея" и др., 1556, церковь Сан-Себастьяно,
Венеция).
Выполненные В. фрески в загородных
венецианских виллах (вилле Соранцо,
1551, фрагменты фресок ныне в соборе в Кастель-Франко;
вилле Барбаро-Вольпи в
Мазере близ Тревизо,
около 1561), с их холодной воздушной
цветовой гаммой,
отличаются большей интимностью образов; наряду с мифологическими
композициями и аллегорическими фигурами в них встречаются пейзажи и жанровые
сцены с шутливыми иллюзионистическими эффектами. Воплощая гуманистическое идейно-образное содержание в целостных,
законченных монументально-декоративных формах, органически связывая живопись с
архитектурой, Веронезе развивает на новом этапе лучшие достижения искусства
эпохи Возрождения.
Излюбленный вид станковой картины
Веронезе - торжественные многофигурные
композиции с изображением праздничных
пиршеств, шествий и аудиенций, в которых человек выступает во взаимосвязи с
окружающей его общественной средой ("Брак в Кане",
1563, Лувр, Париж; "Семья Дария у ног Александра", после 1565,
Национальная галерея,Лондон;
цикл картин для семьи Куччина, в том числе "Брак
в
Кане" и
"Поклонение волхвов", около 1571,- обе в Картинной галерее, Дрезден;
"Пир в доме Левия", 1573,
Галерея Академии, Венеция). Смелое введение конкретных
жизненных наблюдений, жанровых мотивов, портретов современников
стало причиной обвинения В. инквизицией в 1573 в излишне светской трактовке
религиозных тем. В. создал большое число алтарных образов, разнообразных по
замыслу и композиционным решениям ("Мадонна с младенцем и святыми",
около 1562, "Обручение св. Екатерины", около 1575, - оба в Галерее
Академии, Венеция).
Немногочисленным портретам Веронезе свойственны
мягкая лиричность, иногда
оттенок жанровости ("Белла Нани", 1550-е гг., Лувр, Париж; "Граф да Порто с
сыном Адриано", около 1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция).
Последние годы творчества Веронезе отмечены признаками
кризиса ренессансного
мировоззрения. В работах Веронезе 1580-х гг. появляются холодная
парадность и
внешняя патетика; в них проскальзывают вместе с тем настроения
смутной тревоги,
скорби и меланхолии ("Похищение
Европы", 1580, Дворец дожей, Венеция; "Агарь
и
Исмаил в пустыне", 1580-е гг., Художественно-исторический
музей, Вена;
"Оплакивание Христа", начало
1580-х гг., Эрмитаж,Ленинград).
Рафинированный,богатый тончайшими
переливами красок колорит становится менее
звучным. Среди учеников Веронезе - его брат Бенедетто,
сыновья Карло и Габриеле.