Михаил Врубель
Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel, 1856–1910), русский
художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском
изобразительном искусстве. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Учился в
Петербургской Академии художеств (1880–1884) у П.П.Чистякова; уроки акварели
брал у И.Е.Репина. Особое влияние на него оказали живопись венецианского
Возрождения (из современников – испанец М.Фортуни
и английские прерафаэлиты). Самобытная
манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового
сумрака» – окончательно сформировалась в
его киевские годы (1884–1889),
причем в русле церковного искусства. Приглашенный
для реставрации
Кирилловской церкви (12 в.), он в
ряде случаев должен был исполнить новые
композиции (в частности, "
Сошествие Святого Духа", 1884) взамен утраченных; тогда же он написал для
этого храма и икону " Богоматерь с младенцем" (Киевский музей русского искусства).
Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным
психологизмом нового времени. "Полет Фауста и Мефистофеля" 1902г."Шестикрылый серафим" (Азраил)
1904г. "Царевна-лебедь" 1900г."Пан"
1899г.
Феерическое великолепие врубелевского колорита
в полной мере проявилось в
картине "Девочка на фоне персидского ковра" (1886, там же).
После переезда
в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной
группы С.И.Мамонтова. Здесь он пишет ряд лучших своих картин, работает в
майолике (скульптуры Царь
Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской
галерее, Москва), обращаясь к дизайну, исполняет эскизы керамической
печи,
вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). «Русский
стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской
частной русской оперой С.И.Мамонтова, в том числе в оформлении
"Садко" (1897) и "Сказки о царе Салтане"
(1900) Н.А.Римского-Корсакова.
Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно "
Принцесса Греза", заказанном для Нижегородской ярмарки (1896,
Третьяковская галерея). Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин
"Пан" (1899), "Царевна-Лебедь", "К ночи",
"Сирень" (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством
темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Экспрессивно-драматичны
и портреты (К.Д. и М.И.Арцыбушевых, а также
С.И.Мамонтова, все три 1897; все работы – в Третьяковской галерее).
Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских
образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова
"Демон" (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский
музей, Петербург), – в картинах "Демон" (1890) и "Демон
поверженный" (1902; обе работы – Третьяковская галерея). Конгломерат
искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.
В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой
период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он
создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством
("Жемчужина", 1904; Портрет В.Я.Брюсова, 1906), – работ, тоже
по-своему переходных от модерна к авангарду. В 1906 художник ослеп. Умер
Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Влияние его искусства было
универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера
русского искусства 20 века.