Михаил Врубель

Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel, 1856–1910), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Учился в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у П.П.Чистякова; уроки акварели брал у И.Е.Репина. Особое влияние на него оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М.Фортуни и  английские прерафаэлиты). Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок,  мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака»  – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889),

причем в русле церковного искусства. Приглашенный для реставрации

Кирилловской церкви (12 в.), он в ряде случаев должен был исполнить новые

композиции (в частности, " Сошествие Святого Духа", 1884) взамен утраченных; тогда же он написал для этого храма и икону " Богоматерь с младенцем" (Киевский музей русского искусства). Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени. "Полет Фауста и Мефистофеля" 1902г."Шестикрылый серафим" (Азраил) 1904г. "Царевна-лебедь" 1900г."Пан" 1899г.

Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в

картине "Девочка на фоне персидского ковра" (1886, там же). После переезда

в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной

группы С.И.Мамонтова. Здесь он пишет ряд лучших своих картин, работает в

майолике (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской

галерее, Москва), обращаясь к дизайну, исполняет эскизы керамической печи,

вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой С.И.Мамонтова, в том числе в оформлении "Садко" (1897) и "Сказки о царе Салтане" (1900) Н.А.Римского-Корсакова. 

Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно " Принцесса Греза", заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин "Пан" (1899), "Царевна-Лебедь", "К ночи", "Сирень" (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Экспрессивно-драматичны и портреты (К.Д. и М.И.Арцыбушевых, а также С.И.Мамонтова, все три 1897; все работы – в Третьяковской галерее).

Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова "Демон" (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Петербург), – в картинах "Демон" (1890) и "Демон поверженный" (1902; обе работы – Третьяковская галерея). Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.

В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой

период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он

создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством ("Жемчужина", 1904; Портрет В.Я.Брюсова, 1906), – работ, тоже по-своему переходных от модерна к авангарду. В 1906 художник ослеп. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века.

     

                                                       ГАЛЕРЕЯ ВРУБЕЛЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

          

          

            

 

 

 

  

Hosted by uCoz