Жан Вюйар
Вюйар, Жан Эдуард (Vuillard, Jean douard) (1868–1940),
французский художник, представитель символизма и модерна.
Родился в Кюизо (департамент Сона и Луара) 11 ноября 1868. С 1886 учился в
Школе изящных искусств и академии Р.Жюльена в
Париже. Совместно с М.Дени и
К.Русселем основал группу «Наби» (1892), сотрудничал в символистском журнале «Ревю бланш». Подолгу жил в Нормандии и Бретани.
Сперва писал в манере,
близкой к голландцам 17 в. и Ж.Б.С.Шардену (Стакан
воды и лимон, 1888–1890, частное собрание, Париж), со временем включая в
картины все больше элементов импрессионизма. Испытал большое влияние П.Гогена,
А.Тулуз-Лотрека и японской гравюры. Наиболее типичные его символистские вещи
(1890-х годов) решены в духе «интимизма»: это
интерьерные сцены с фигурами, составляющими нерасторжимое красочное единство с
фоном; нарочитая смутность персонажей усиливает таинственное обаяние этих
образов. Предпочитал мягкие приглушенные тональности, часто вводя драматические
вкрапления более темных и черного цветов. Охотно обращался к пастели. Излюбленной
его темой, помимо интерьера, были сады.
Увлеченно работал также в сфере настенной живописи, высветляя
колорит и
превращая композиции в «ковровые»
красочные арабески (Сад Тюильри, панно
для дома А.Натансона, 1894, ныне в музее Орсе, Париж; панно в фойе театра
Елисейских полей, 1913; росписи в
Пале-Шайо, 1937, а вне Парижа – в женевском здании
Лиги наций, 1939). Выступал как сценограф (в частности, сотрудничал в конце 1910 – начале
1920-х годов с антрепризой С.П.Дягилева). Среди его
характерных станковых произведений – В постели (1891, Национальный музей
современного искусства, Париж), В комнате (1893, Эрмитаж, Санкт-Петербург),
цикл Сады Парижа (1894, Национальный музей современного искусства, Париж, и
другие собрания), Супружеская жизнь (ок. 1900,
частное собрание, Париж), Дамы Натансон за вышиванием
на веранде (1913, музей Орсе, Париж).
В поздний период писал светские портреты. Умер Вюйар
в Ла-Боле (департамент Луара) 21 июня 1940.