Судьба всячески благоволила
Константину Федоровичу Юону. Он прожил долгую жизнь
(1875-1958). У него был на редкость счастливый брак. Окружающие любили его. Ему
никогда не приходилось бороться с нуждой. Успех пришел к нему очень рано и
всегда ему сопутствовал. После революции почести, высокие награды, звания,
руководящие должности как бы искали его сами. Невзгод было меньше - это
размолвка в течение нескольких лет с отцом (служащим банка) из-за женитьбы Юона на крестьянке и ранняя смерть одного из сыновей.
В 1892 году Юон
поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где
занимался у К. А. Савицкого, Н. А. Касаткина, А. Е. Архипова, В. А. Серова.
Публика заметила его картины еще на ученических выставках и раскупала их так
охотно, что студент Юон смог предпринять путешествие
по России и по Европе. Впоследствии его картины были всегда желанны и на
выставках передвижников, и на выставках "Мира искусства" и Союза
русских художников (членом которого он был). О нем писали ведущие критики и искусствоведы его времени - А. Н. Бенуа, И. Э.
Грабарь, П. П. Муратов, потом А. М. Эфрос, Д. Е. Аркин... Он и сам выступал как
искусствовед с работами о творчестве русских художников, о технике живописи, о
художественном воспитании. Вскоре после окончания училища Юон
начал преподавательскую деятельность и занимался ею всю жизнь, заслужив великую
признательность своих учеников, среди которых были В. И. Мухина,
скульптор-анималист В. А. Ватагин и др.
Юон
оставил много работ разного уровня. Он был живописцем, графиком и театральным
художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих
современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись.
Как и другие мастера Союза
русских художников, Юон усвоил некоторые принципы
французских импрессионистов, не порывая при этом с традициями русского реализма
второй половины XIX века, то есть
не "растворяя" форму предметов в среде. Подобно А. П. Рябушкину и Б.
М. Кустодиеву, он любил русскую старину, ее
декоративность и красочность. На его памяти произошло открытие древнерусской
иконописи. Реставраторы стали расчищать иконы и обнаружили яркие, чистые цвета.
Все это повлияло на формирование манеры Юона.
Охотнее всего изображал солнце,
снег, яркие народные одежды, памятники
древнерусской архитектуры
("Троицкая лавра зимой", "Весенний солнечный день", обе
1910; "Мартовское солнце", 1915). Большой известностью пользуется его
картина "Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры"
(1921). Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним
вечером, на закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем
плане сияют освещенные солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив
не только очень красив, но и смел для эпохи беспощадной борьбы новой власти с
церковью.
К
историческим темам - революции и Отечественной войны - Юон
также подходит через пейзаж, причем, обобщая, стремится быть предельно
достоверным ("Перед вступлением в Кремль.
Никольские ворота 2(15) ноября 1917 года", 1926;
"Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года", 1942).
Среди поздних произведений Юона
выделяются те, что написаны в деревне Лигачево под
Москвой, где у художника был дом и где он работал с 1908 года по 1958 год
("Конец зимы. Полдень", 1929; "Русская зима. Лигачево", 1947; "Раскрытое окно. Лигачево",
1947), и те, что написаны по воспоминаниям юности и связаны с поэтической
стороной жизни и быта старой Москвы, воспитавшей художника ("Кормление
голубей на Красной площади в 1890-1900 годах", 1946).