Анатолий Зверев                   

Анатолий Зверев (1931 - 1986) - феноменальное явление в русском советском

искусстве, знаковая фигура культуры андерграунда. Зверев с его трагическим

талантом появился в 1950-е годы, в эпоху абсолютного господства соцреализма.

Именно тогда выражением иной, отличной от общепринятой эстетики стал рисунок.

Историки искусства и критики обратились к забытым страницам ранней советской графики: книжной иллюстрации, станковой графике, выходили в свет книги, альбомы, создавались выставки, посвященные русскому рисунку и эстампу XVIII - XIX веков.

В кругу шестидесятников Зверев - легендарный художник абсолютного эстетического вкуса, абсолютной живописной одаренности. Его жизнь и творчество стали своеобразной иллюстрацией мифа о бродяге - гении, умеющем взмахом руки создать шедевр и при этом гибнущем от пьянства и нищеты.

Массовым явлением были детские художественные студии, в которых обучение

ограничивалось занятиями рисунком и не подвергалось, как правило, жесткому

идеологическому контролю. Увлечение творчеством, чаще всего любительским

рисованием, распространилось и в интеллигентской среде и воспринималось как

одна из форм самовыражения.

Особый круг общения А. Зверева, состоявший из интеллигенции старшего поколения, с одной стороны, восполнил отсутствие систематического художественного образования, с другой стороны, культивировал изначально присущий личности Зверева, уникальный для советского времени тип творчества свободного от деологии, неподвластного тоталитарному государству, самодостаточного и всепоглощающего.

Выходец из рабочей семьи, в 1954 поступил в Московское областное художественное училище "Памяти 1905 года", откуда вскоре был исключен за богемно-анархическое поведение. Сформировался как мастер самостоятельно, впервые познакомившись с подлинниками западного абстрактного искусства во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957). Большое значение имело для него и изучение репродукций в иностранных изданиях по искусству, а также знакомство с выдающимся собирателем и меценатом Г. Д. Костаки и его коллекцией русского авангарда. Выставки в местных "квартирных салонах", а также за рубежом (начиная с выставки в галерее "Мот" в Париже, 1965) продемонстрировали яркое своеобразие его темпераментного, даже "буйного" стиля, который можно назвать "фигуративным ташизмом". Написанные маслом или акварелью портреты ("Г. Д. Костаки", 1956; "Д. П. Плавинский", 1976; оба - в частных собраниях, Москва; и др.), пейзажи ("Церковь в Переделкине", 1960, частное собрание, Москва; и др.), анималистические по тематике картины, натюрморты обычно сохраняют узнаваемость исходного натурного мотива, преображенного импульсивной, стихийной игрой мазков. Упоение красотой цветовых гамм и графических ритмов постоянно сочетается с трагическим надрывом.

В 1950-е годы естественным и единственным средством выражения этих свойств

искусства Зверева был рисунок. Как художник, для которого процесс творчества важнее результата, он рисовал не переставая, не заботясь о судьбе своих работ (они сохранились лишь благодаря усилиям опекавших его людей).

Рисунки Зверева по началу были известны лишь узкому кругу столичных

интеллектуалов и богемы, которой принадлежал сам художник. Но и в этой среде личность и искусство Зверева оставались абсолютно уникальными. Позднее творчество Зверева стало эталоном культуры андерграунда третьей четверти XX века в СССР. Сейчас произведения Зверева хранятся в музейных собраниях России и за рубежом, в частных галереях и собраниях.

Искусство Зверева продолжило традиционное для русской культуры отношение к

`маленькому человеку`, как к этическому мерилу, чье существование является

ценностью высшего порядка. Закономерно в графике преобладают портреты.

Камерные образы художника обладают большой силой выразительности, точно

передавая атмосферу времени и места.

Особый отпечаток на образы Зверева наложила своеобразная игра в юродивого,

свойственная его творческому темпераменту, а также алкоголизм, которому он

долгие годы был подвержен, - все вместе составило неповторимый, пестрый и

причудливый сплав. Безвременно ушедший из жизни, Зверев явился фигурой-

символом, воплотившим в своей судьбе трудные пути русского "неофициального

искусства". Его стиль можно считать связующим звеном между русским авангардом и постмодернизмом, предвестием живописи "новых диких". Большую популярность его работы получили в период перестройки, сопровождаясь поистине рекордным (по сравнению с любым другим мастером его времени) количеством подделок "под Зверева".

                                                                            

                                                       ГАЛЕРЕЯ ЗВЕРЕВА

 

 

Hosted by uCoz