Анатолий Зверев
Анатолий Зверев
(1931 - 1986) - феноменальное явление в русском советском
искусстве,
знаковая фигура культуры андерграунда. Зверев с его трагическим
талантом появился в 1950-е годы,
в эпоху абсолютного господства соцреализма.
Именно тогда выражением иной,
отличной от общепринятой эстетики стал рисунок.
Историки искусства и критики
обратились к забытым страницам ранней советской графики: книжной иллюстрации,
станковой графике, выходили в свет книги, альбомы, создавались выставки,
посвященные русскому рисунку и эстампу XVIII
- XIX веков.
В кругу шестидесятников Зверев - легендарный художник абсолютного эстетического
вкуса, абсолютной живописной одаренности. Его жизнь и творчество стали
своеобразной иллюстрацией мифа о бродяге - гении, умеющем взмахом руки создать шедевр
и при этом гибнущем от пьянства и нищеты.
Массовым явлением были детские
художественные студии, в которых обучение
ограничивалось занятиями рисунком
и не подвергалось, как правило, жесткому
идеологическому контролю.
Увлечение творчеством, чаще всего любительским
рисованием, распространилось и в
интеллигентской среде и воспринималось как
одна из форм самовыражения.
Особый круг общения А. Зверева,
состоявший из интеллигенции старшего поколения, с одной стороны, восполнил
отсутствие систематического художественного
образования, с другой стороны, культивировал изначально присущий личности
Зверева, уникальный для советского времени тип творчества свободного от деологии, неподвластного тоталитарному государству, самодостаточного и всепоглощающего.
Выходец из рабочей семьи, в 1954
поступил в Московское областное художественное училище
"Памяти 1905 года", откуда вскоре был исключен за
богемно-анархическое поведение. Сформировался как мастер самостоятельно,
впервые познакомившись с подлинниками западного абстрактного искусства во время
Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957). Большое значение
имело для него и изучение репродукций в иностранных изданиях по искусству, а
также знакомство с выдающимся собирателем и меценатом Г. Д. Костаки
и его коллекцией русского авангарда. Выставки в местных
"квартирных салонах", а также за рубежом (начиная с выставки в
галерее "Мот" в Париже, 1965) продемонстрировали яркое своеобразие
его темпераментного, даже "буйного" стиля, который можно назвать
"фигуративным ташизмом". Написанные
маслом или акварелью портреты ("Г. Д. Костаки",
1956; "Д. П. Плавинский", 1976; оба - в
частных собраниях, Москва; и др.), пейзажи ("Церковь в Переделкине",
1960, частное собрание, Москва; и др.), анималистические по тематике картины,
натюрморты обычно сохраняют узнаваемость исходного натурного мотива,
преображенного импульсивной, стихийной игрой мазков. Упоение красотой цветовых
гамм и графических ритмов постоянно сочетается с трагическим надрывом.
В 1950-е годы естественным и
единственным средством выражения этих свойств
искусства Зверева был рисунок.
Как художник, для которого процесс творчества важнее результата, он рисовал не переставая, не заботясь о судьбе своих работ (они
сохранились лишь благодаря усилиям опекавших его людей).
Рисунки Зверева по началу были
известны лишь узкому кругу столичных
интеллектуалов и богемы, которой
принадлежал сам художник. Но и в этой среде личность и искусство Зверева
оставались абсолютно уникальными. Позднее творчество Зверева стало эталоном
культуры андерграунда третьей четверти XX
века в СССР. Сейчас произведения Зверева хранятся в музейных собраниях России и
за рубежом, в частных галереях и собраниях.
Искусство Зверева продолжило
традиционное для русской культуры отношение к
`маленькому человеку`, как к
этическому мерилу, чье существование является
ценностью высшего порядка.
Закономерно в графике преобладают портреты.
Камерные образы художника
обладают большой силой выразительности, точно
передавая атмосферу времени и
места.
Особый отпечаток на образы
Зверева наложила своеобразная игра в юродивого,
свойственная
его творческому темпераменту, а также алкоголизм, которому он
долгие годы был подвержен, - все
вместе составило неповторимый, пестрый и
причудливый сплав. Безвременно
ушедший из жизни, Зверев явился фигурой-
символом, воплотившим в своей
судьбе трудные пути русского "неофициального
искусства". Его стиль можно
считать связующим звеном между русским авангардом и постмодернизмом,
предвестием живописи "новых диких". Большую
популярность его работы получили в период перестройки, сопровождаясь поистине
рекордным (по сравнению с любым другим мастером его времени) количеством
подделок "под Зверева".