Модернизм

Модерн (франц. moderne – новейший, современный), другое название -

"арт нуво" или "ар нуво", "югендстиль" - стиль в европейском и

американском искусстве конца 19 в. – 1910-х гг. В стремлении преодолеть

эклектизм художественной культуры 19 в. мастера модерна использовали новые

технические и конструктивные средства, свободную планировку для создания

необычных, подчеркнуто индивидуализированных по облику зданий, все

элементы которых подчинялись единому образно-символическому замыслу;

фасады построек модерна обладают в большинстве случаев динамичностью и

текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих

природные органические явления. Одним из основных выразительных и

стилеобразующих средств в искусстве модерна стал орнамент характерных

криволинейных очертаний, пронизанный экспрессивным ритмом и подчиняющий

себе композиционную структуру произведения. Для живописи модерна

характерны сочетание "ковровых" орнаментальных фонов и натуралистической

осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых

плоскостей или тонко нюансированной монохромии. Динамикой и текучестью форм

отличается скульптура модерна, виртуозной игрой хрупких линий и силуэтов –

графика. Значительная часть художественных открытий и достижений модерна

принадлежит искусству 20 в. В конце 19 в. с зарождающимся стилем были в

той или иной мере связаны бельгийский архитектор В. Орта, живописцы и

графики А.де Тулуз-Лотрек, П. Гоген, художники группы "Наби" во Франции,

Э. Мунк в Норвегии, О. Бёрдсли в Великобритании, Ф. Валлоттон в Швейцарии.

Модернистические течения 20 века. Значительное распространение в первое

десятилетие 20 в. получил ряд направлений, связанных с отходом буржуазной

культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от

действительности, которая все более вызывала у многих художников страх и

ненависть. Многочисленные калейдоскопически сменявшиеся течения

объединяются понятиями «модернизм», «модернистические направления».

Выступления художников-модернистов принимали форму анархического

эстетического бунта против установившихся традиций и канонов искусства.

Однако в действительности в их лихорадочных исканиях чаще преобладали

ошеломляющие зрителя узкоформальные «открытия», приводившие к всевластию

субъективного, случайного или отвлечённо-рационалистического начала.

По существу, деятельность этих художников представляла собой уход от

основного реалистического и гуманистического пути развития мирового

искусства. В этом была суть дела, а не в том временном конфликте с

буржуазным потребителем искусства, который некоторые представители

прогрессивной интеллигенции принимали за проявление революционности. Однако

творчество таких больших мастеров, как, например, Матисс , Пикассо, Марке и

другие, по существу, выходило за пределы программы этих направлений, ногда,

как в случае с Марке, порывало с модернизмом. Стремление найти связь с

жизнью, решить большие социальные проблемы порождало в их творчестве

мучительные противоречия. Элементы реализма то в скрытом, то в более явном

виде пробивались в их искусстве сквозь различные деформирующие приемы передачи действительности.

Фовизм. Первым художественным течением в 20 в., начавшим отход от принципов

реализма, был фовизм (от французского слова «fauves», обозначающего зверей

хищной породы. Это слово неточно было переведено термином «дикие», который

привился в нашей литературе). Название «фовисты» дано художникам, выступившим в 1905 г. против живописных методов и приемов импрессионизма, против ограниченности мещанских вкусов и натуралистического правдоподобия салонного искусства. Однако эти живописцы критиковали натурализм не с реалистических с формалистических позиций. Фовисты не имели общей эстетической программы, их объединяли декоративный характер живописных исканий, утверждение права художника на субъективное видение мира (исключение составляет Марке), уход от решения общественных проблем. Протест художников выразился в нарочитой остроте композиционных решений, в примитивизме форм, их пластической деформации, в отрицании линейной перспективы и иллюзорности, в цветовой экспрессии. В группу входили различные по своему творческому лицу художники: исполненный вечной мечты о гармонии мира Матисс, последовательный реалист поэт природы Марке, ставший после распада группы холодным рационалистом Дерен, отличающиеся повышенно экспрессивным восприятием мира Вламинк, острой гротескностью и трагизмом образов Руо. Фовизм лишь краткое время объединял художников. Каждый из участников группы пошел собственным путем, изменив творческие принципы и приемы.

Кубизм. Следующим этапом в формировании формалистической живописи был

кубизм, возникший почти одновременно с фовизмом. Он зародился в 1907 г. в

Париже и был первым открыто формалистическим течением. Основоположники

кубизма — Пабло Пикассо и Жорж Брак. Как уже упоминалось,

художники-кубисты исходили из положения Сезанна о том, что в основе натуры

лежат простые геометрические объемы — шар, цилиндр, конус, хотя сам Сезанн

никогда не обнажал геометрической структуры предметов, лишь подразумевая

ее при построении объемов. В картинах кубистов вещи разлагаются на

составные части, на простейшие геометрические формы, образующие не

предметы реальности, а произвольные схемы, «новую реальность», созданную

«свободным воображением художника». Реальный мир с его многообразием форм

поглощается геометрическими формами, удручающими тяжелой напряженностью,

ритмическими диссонансами, острыми сдвигами плоскостей. Объемы

изображаются с различных точек зрения и превращаются в механическую

комбинацию отдельных частей. Действительность предстает в картине

изломанной, распадающейся. Главными критериями оценки произведения

провозглашались конструктивность, геометрическое совершенство, а не его

идейное эстетическое содержание. Отказ от передачи качественного

своеобразия предметов реальной жизни привел художников к уходу в мир

«чистых форм», где действует закон равновесия хаотических объемов,

цветовых пятен и линейного ритма. Реальный мир обесцвечивается.

Колористическое решение в ранний период кубизма ограничивалось условными,

почти монохромными тонами — тяжело-коричневыми, серо-стальными,

желто-зелеными, охристыми и белыми. В поисках так называемых

«первоэлементов» вещей кубисты по существу отказывались от образа человека

как объекта искусства вообще, от изучения его зримого облика, красоты его

тела, как и от передачи чувств, идей и постижения общественного содержания

жизни. Идеал «прекрасного человека», как и весь окружающий мир,

разрушается из-за деформаций и дроблений форм. В кубизме нашло отражение

антигуманистическое направление буржуазной культуры 20 в. Влияние кубизма

на дальнейшее развитие формалистической живописи было велико.

Футуризм. Формой, откровенно далекой от реализма, был также возникший в

1909 г. футуризм (от слова «футурум» — «будущее»), существовавший до

1930-х гг., эволюционируя частично к абстракционизму. В футуризме

искажение и деформация образа реального мира носили характер субъективного

произвола. Группировка художников - футуристов, выступивших в 1910 г.,

провозгласила своей целью разрушение старой культуры и воплощение в

современном искусстве динамизма индустриальной эпохи и современных

капиталистических больших городов. Футуристы фетишизировали машинную

технику, противопоставляли машину человеку. Они стремились передать в

живописи внутреннюю динамику предмета и перенасыщенность сознания

современного человека множеством теснящих друг друга впечатлений. Главным

фактором выражения современности они провозгласили время (четвертое

измерение), ощущение которого пытались передать в картине с помощью

раздробления и искажения зрительного образа реального мира в хаотической

динамике ритмов, путем многократной фиксации повторных этапов движения тел

в пространстве. Футуристы предвещали крах современного искусства, видели

новое не в социальном переустройстве жизни общества, а в торжестве

современного техницизма, подавляющего человека. Наиболее яркое выражение

футуризм нашел в Италии в творчестве У. Боччони, Д. Северини, Д. Балла, К.

Карра - авторов беспокойно-хаотичных композиций.

 

      

 

     АВАНГАРДИЗМ             КУБИЗМ             СИМВОЛИЗМ              СЮРРЕАЛИЗМ  

 

     АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ         АРТ ДЕКО         АРТ ИНФОРМЕЛЬ    

 

     ДАДАИЗМ       КОНСТРУКТИВИЗМ      КОНЦЕПТУАЛИЗМ       МИНИМАЛИЗМ 

 

     ОП-АРТ            ОРФИЗМ                       ПОП-АРТ                       ФУТУРИЗМ       

  

      

 

Hosted by uCoz