Ренессанс (Эпоха Возрождения)
На протяжении всех Средних веков человек жил в страхе перед Богом
и вездесущим
присутствием церкви. Искусство
изображало жизнь небес и святых и мало
интересовалось событиями на земле.
Однако, начиная с XIV века, человек стал
осознавать свое значение и воздействие на мир. Это возрождение
интереса к
человеку (ренессанс) нашло свое отражение и в искусстве: фигуры стали более
жизненными, пространство -
более реальным, а события Священной истории начали
излагаться в земной перспективе.Со временем художники научились легко
воссоздавать окружающий мир на картинах, фресках и алтарных композициях.
Начавшись со стилизованных работ Джотто
и Мазаччо, Ренессанс получил свое
высшее выражение в монументальных произведениях Леонардо да
Винчи, Рафаэля и
Микеланджело.
Ренессанс (Возрождение) (Renaissance),
эпоха интеллектуального и
художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув пика в
16 веке и оказав значительное влияние на
европейскую культуру. Термин
"Возрождение", означавший
возврат к ценностям античного мира (хотя интерес к
римской классике возник ещё в 12 веке), появился в 15 веке и
получил
теоретическое обоснование в 16 веке в трудах Вазари, посвящённых
творчеству
знаменитых художников, скульпторов и зодчих. В это время сложилось
представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце её творения.
Среди выдающихся представителей этой эпохи - художник Альберти; архитектор,
художник, учёный, поэт и математик Леонардо да
Винчи.
Живописцы Ренессанса создали цельную, обладающую внутренним
единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным
содержанием (Никола Пизано, конец 14 века; Донателло, начало 15 века).
Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения,
о чем свидетельствуют творения Джотто и Мазаччо.
Изобретение способа передачи перспективы способствовало более правдивому
отображению действительности. Одной из главных тем живописных произведений
Ренессанса (Жильбер, Микеланджело) были трагическая
непримиримость конфликтов, борьба и гибель героя.
Около 1425 г. Флоренция стала центром Ренессанса (флорентийское искусство), но
к началу 16 века - Высокое Возрождение - ведущее место заняли
Венеция
(венецианское искусство) и Рим.
Культурными центрами являлись дворы герцогов Мантуи,
Урбино и Феррады. Главными
меценатами были Медичи и римские папы, особенно
Юлий II и Лев Х.
Ренессанс обычно связывают только с Италией, но к северу от Альп -
в Германии и
Фландрии - он также получил независимое развитие.
Художники итальянского Возрождения стремились в первую очередь
передать
перспективу и иллюзию пространства, в то время как фламандские и
немецкие
живописцы уделяли больше внимания ювелирной передаче деталей
окружающего мира.
Крупнейшими представителями "северного Ренессанса" были
Дюрер, Кранах Старший, Хольбейн. Северные художники в
основном подражали лучшим итальянским
образцам, и только немногие, например Ян ван Скорел, сумели создать свой стиль, который отличался особой
элегантностью и грацией, - маньеризм.