Русская живопись
Во второй половине ХVIII века в русском искусстве
формируется стиль классицизм, для которого характерны строгость рисунка,
следование в композиции определенным правилам, условность колорита, использование
сюжетов из Библии, античной истории и мифологии. Своеобразие русского классицизма заключалось
в том, что его мастера обращались не только к античности, но и к родной
истории, что они стремились к простоте, естественности и человечности.
Классицизм как направление в
русской художественной культуре безраздельно утвердился в конце XVIII
- начале XIX веков. Этот период расцвета классицизма в русской истории
обыкновенно именуют высоким классицизмом. Характерным для
живописцев этого времени было романтическое утверждение красоты неповторимого,
индивидуального, необычного, однако наивысшим достижением этой эпохи можно
считать не историческую живопись, а портрет (А. Аргунов,
А. Антропов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский,
О. Кипренский). О.А.Кипренский (1782-1836) открыл не только новые
качества человека, но и новые возможности живописи. Каждый его
портрет имеет свой особый
живописный строй. Одни построены на резком
контрасте
света и тени. В других главным живописным средством оказывается
тонкая градация близких друг
другу цветов. Для полотен К.П.Брюллова (1799-1852) характерны сплав
академического классицизма с романтизмом, новизна сюжетов, театральная
эффектность пластики и освещения, сложность композиции, блестящая виртуозность
кисти. Широкой известностью пользовалась картина "Последний день
Помпеи" (1830-1833). Возвышенная
красота человека и неизбежность его гибели отражены в картине в трагическом
противоречии. Романтический характер присущ и большинству портретов Брюллова.
Крупнейшим мастером исторической картины был А. А. Иванов (1806-1858). А.А.
Иванов придал своей живописи характер жертвенного служения идее и сумел
преодолеть многие шаблоны, свойственные академической технике. В своих произведениях он предвосхитил многие
искания русской реалистической живописи следующих десятилетий.
Осознанный поворот новой русской
живописи к демократическому реализму
обозначился в конце 50-х годов,
вместе с революционным просветительством
Чернышевского, Добролюбова,
Салтыкова-Щедрина.
9 ноября 1863 года 14 выпускников
Академии художеств во главе с И. Крамским отказались писать дипломную картину
на предложенный сюжет "Пир в Валгалле" и просили предоставить им
самим выбор сюжетов. Им было отказано, и они демонстративно вышли из Академии,
образовав независимую Артель художников.
Второе событие - создание в 1870
году "Товарищества передвижных выставок",
душою
которого стал тот же И.Крамской. "Передвижники" были едины в своем неприятии
"академизма" его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной
театральностью. Ведущее место в
их творчестве заняли жанровые (бытовые)
сцены. Особой симпатией
"передвижников" пользовалось крестьянство. В ту пору - в 60-70-е гг. XIX
в. - идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Пожалуй, самую
большую дань идейности отдал В. Г. Перов (1834-1882). Свидетельство этому -
такие его картины, как "Приезд станового на следствие",
"Чаепитие в Мытищах", "Тройка", "Старики-родители на
могиле сына". Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых
современников (Островского, Тургенева, Достоевского). В творчестве Крамского
главное место занимала портретная живопись. Он писал Гончарова,
Салтыкова-Щедрина, Некрасова. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва
Толстого. Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя, с какой бы точки он
ни смотрел на полотно. Одно из наиболее сильных произведений
Крамского - картина "Христос
в пустыне".
Но нельзя сказать, чтобы Академия
художеств не выдвигала талантов.
Лучшие традиции академизма нашли
развитие в грандиозных исторических
полотнах Г. Семирадского,
работах рано умершего В. Смирнова, ("Смерть Нерона"), великолепных
полотнах мариниста, представителя романтизма Ивана Айвазовского . Собственно из стен Академии вышли многие выдающиеся
художники. Это и Репин, и Суриков, и Поленов, и Васнецов, а позже - Серов и
Врубель.
"Передвижники"
совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. А. К.
Саврасов (1830-1897) сумел
показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Его картина
"Грачи прилетели" (1871) заставила многих современников по-новому
взглянуть на родную природу. Певцом русского леса, эпической широты русской
природы стал И. И. Шишкин (1832-1898). А. И. Куинджи (1841-1910) привлекала
живописная игра света и воздуха. Таинственный свет луны в редких облаках,
красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косые утренние лучи,
пробившиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшей дороге, - эти и
многие другие живописные открытия запечатлены на его полотнах.
Своей вершины русская пейзажная
живопись XIX века достигла в творчестве
ученика Саврасова И. И. Левитана (1860-1900). Левитан
- мастер спокойных, тихих пейзажей Человек очень робкий, стеснительный и
ранимый, он умел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроением
полюбившегося пейзажа.
Заштатный городок Плес на верхней
Волге прочно вошел в творчество Левитана. В этих краях он создал свои полотна:
"После дождя", "Хмурый день", "Над вечным
покоем". Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: "Вечер
на Волге", "Вечер. Золотой плес", "Вечерний звон",
"Тихая обитель".
На вторую половину XIX
в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.
И. Е. Репин (1844-1930) был очень разносторонним художником. Его кисти
принадлежит ряд монументальных жанровых полотен. Пожалуй, не менее
грандиозно, чем "Бурлаки на
Волге", - полотно "Крестный ход в Курской
губернии". Яркое голубое
небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли,
золотое сияние крестов и
облачений, полиция, простой народ и калеки - все
уместилось на этом полотне: и
величие, и сила, и немощь, и боль России. Во многих картинах Репина
затрагивалась революционная тематика ("Отказ от исповеди", "Не
ждали", "Арест пропагандиста"). Ряд репинских полотен написан на
исторические темы ("Иван Грозный и его сын Иван", "Запорожцы,
сочиняющие письмо турецкому султану" и др.). Репин создал целую галерею
портретов. Он написал портреты - ученых (Пирогова и Сеченова), - писателей
Толстого, Тургенева и Гаршина, - композиторов Глинки и Мусоргского, -
художников Крамского и Сурикова. В начале XX
в. он получил заказ на картину "Торжественное заседание Государственного
совета". Художнику удалось не только композиционно разместить на полотне
такое большое число присутствующих, но и дать психологическую характеристику
многим их них.
В. И. Суриков (1848-1916) родился
в Красноярске, в казачьей семье. Расцвет его творчества приходится на 80-е гг.,
когда он создал три самые знаменитые свои исторические картины: "Утро
стрелецкой казни", "Меншиков в
Березове" и "Боярыня Морозова". Суриков хорошо знал быт и нравы
прошлых эпох, умел давать яркие психологические характеристики. Кроме того, он
был прекрасным колористом (мастером цвета). Достаточно вспомнить ослепительно
свежий, искрящийся снег в картине "Боярыня Морозова". Если же подойти
к полотну поближе, снег как бы "рассыпается" на синие, голубые,
розовые мазки. Этот живописный прием, когда два три разных мазка на расстоянии
сливаются и дают нужный цвет, широко использовали французские импрессионисты.
В. А. Серов (1865-1911), сын
композитора, писал пейзажи, полотна на исторические темы, работал как
театральный художник. Но славу ему принесли, прежде всего, портреты. В 1887 г.
22-летний Серов отдыхал в Абрамцеве, подмосковной
даче мецената С. И. Мамонтова. Однажды после обеда в столовой случайно
задержались двое - Серов и 12-летняя Вера Мамонтова. Они сидели за столом, на
котором остались персики, и за разговором девочка не заметила, как художник
начал набрасывать ее портрет. Работа растянулась на месяц. В начале сентября
"Девочка с персиками" была закончена. Несмотря на небольшой размер,
картина, написанная в розово золотистых тонах, казалась очень
"просторной". В ней было много света и воздуха. Девочка,
присевшая
за стол как бы на минуту и остановившая свой взор на зрителе,
зачаровывала ясностью и
одухотворенностью. Да и все полотно было овеяно
чисто детским восприятием
повседневности, когда счастье себя не сознает, а
впереди - целая жизнь. Время
поставило "Девочку с персиками" в ряд лучших
портретных работ в русской и
мировой живописи.
Обращение к национальным темам
привело к небывалому расцвету исторической и батальной живописи. Подлинные
шедевры в этих жанрах создали В. Суриков, И. Репин, Н. Ге, В. Васнецов, В.
Верещагин, Ф. Рубо.
В эти годы открываются первые национальные художественные галереи;
произведения русских художников
начинают регулярно появляться на
международных выставках и в заграничных художественных салонах. Многие
картины Репина, Сурикова,
Левитана, Серова, "передвижников" попали в собрание Третьякова. П. М.
Третьяков (1832-1898), представитель старинного московского купеческого рода,
был необычным человеком. Худой и высокий, с окладистой бородой и тихим голосом,
он больше походил на святого, чем на купца. Собирать картины русских художников
начал с 1856 г. Увлечение переросло в главное дело жизни. В начале 90-х гг.
собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя.
Позднее оно перешло в собственность Москвы. Третьяковская галерея стала
всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры. В 1898 г. в
Петербурге, в Михайловском дворце (творение К. Росси) был открыт Русский музей.
В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии
художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие этих двух музеев как бы увенчало
достижения русской живописи XIX
века. В конце 1890-х годов еще
плодотворно работали ведущие
мастера критического реализма - И.Е. Репин,
В.И. Суриков, В.М. Васнецов, В.Е.
Маковский, но в это время в искусстве
проявилась и иная тенденция.
Многие художники стремились отыскать теперь в
жизни
прежде всего ее поэтические стороны, поэтому даже в жанровые картины
они включали пейзаж. Часто
обращались и к древнерусской истории. Эти
веяния в искусстве отчетливо
прослеживаются в творчестве таких художников,
как А.П. Рябушкин, Б.М. Кустодиев
и М.В. Нестеров.
Крупный художник этого времени -
Б. М. Кустодиев (1878-1927) изображает ярмарки с разноцветными ложками и
грудами пестрых товаров, русские масленицы с ездой на тройках, сцены из
купеческой жизни. В раннем творчестве М. В. Нестерова наиболее полно раскрылись
лирические стороны его дарования. В его картинах всегда большую роль играл
пейзаж: художник стремился найти отрадное в тишине
вечно прекрасной природы. Он любил изображать тонкоствольные березки, хрупкие
стебельки трав и луговых цветов. Его герои - худенькие отроки, обитатели
монастырей, или добрые старички, находящие мир и покой в природе. Глубоким
сочувствием овеяны картины, посвященные судьбе русской женщины ("На
горах", 1896, "Великий постриг", 1897-1898).
Символизм, неоклассицизм, модерн
оказывает заметное влияние на М.А. Врубеля ,
художников из "Мира искусства" (А. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере, А.П. Остроумова-Лебедева.) и "Голубой
розы" (С. Судейкин, Н. Крымов, В. Борисов-Мусатов).
Деятельность этих групп была очень разносторонней, художники издавали свой
журнал "Мир искусства", устраивали интересные художественные выставки
с участием многих выдающихся мастеров.
В 1910-е гг. зарождается русский
авангард - как стремление перестроить основы искусства вплоть до отрицания
самого искусства. Целый ряд художников и творческих объединений создают новые
школы и направления, которые определяющим образом повлияли на развитие мирового
изобразительного искусства - супрематизм (К. Малевич),
"импровизационный" стиль и абстракционизм (В. Кандинский), лучизм (Ларионов) и др. Всем течениям авангардистского
искусства свойственна подмена духовного содержания прагматизмом,
эмоциональности - трезвым расчетом,
художественной образности -
простой гармонизацией, эстетикой форм,
композиции - конструкцией,
больших идей - утилитарностью. Новое искусство
покоряет безудержной свободой,
увлекает и захватывает, но одновременно
свидетельствует о деградации,
разрушении целостности содержания и формы.
Присущая некоторым течениям
авангардного искусства атмосфера иронии, игры,
карнавальности,
маскарада не столько маскирует, сколько раскрывает глубокий внутренний разлад в
душе художника. В понятие "авангард" условно
объединяются самые разные течения искусства ХХ в. (конструктивизм, кубизм,
орфизм, оп-арт, поп-арт, пуризм, сюрреализм, фовизм).
Основные представители этого течения в России - В. Малевич, В. Кандинский, М.
Ларионов, М. Матюшин, В. Татлин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А. Экстер, Б.Эндер и лругие.
В 1910-е гг. также наблюдается
возрождение интереса к иконописи.
Художественные принципы иконописи
творчески применяли как отдельные русские (В. Васнецов, М. Нестеров, К.С.
Петров-Водкин) и зарубежные (А. Матисс) художники,
так и целые направления и школы авангарда.
С конца 20-х годов в России
утверждается принцип социалистического реализма. Идейность становится главной
определяющей силой в художественном творчестве. Несмотря на сильное влияние идеологии создавались настоящие произведения искусства
мирового уровня. Творчество пейзажистов С.В.Герасимова, В.Н.Бакшеева,
А.А.Пластова, творчество П.Д.Корина,
А.Н.Остроумомой-Лебедевой, И.Глазунова, К.Васильева,
А.Шилова, А.Исачева - убедительное тому доказательство.
С 1960-х гг. наступает возрождение русского авангарда. "Разрешенная", но не официзная часть советского искусства в 1960-е гг.
представлена работами мастеров "сурового стиля" (Т. Салахов, С.
Попков). В 1970-1980-е гг. получило признание творчество
советских художников - Р. Бичунаса, Р. Тордия, Д. Жилинского, А.Зверева,
Э. Штейнберга, М. Ромадина, М. Лейса, В. Калинина и
др., представителей не только "официально разрешенного искусства".
Русский постмодернизм 90-х ХХ века - пример творчества группы "СВОИ"
(Гипер-Пуппер- Кузнецов В., Вещев П., Дудник
Д., Котлин М., Макса-Максютина,
Менус А, Носова С., Подобед
А., Ткачев М.). Сам факт объединения разноплановых художников в единый живой организм, не ограниченный концептуальными или
стилевыми рамками, наиболее точно соответствует основному принципу пост
модернизма о параллелизме и
равнозначности художественных
тенденций.
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ ПЕРЕДВИЖНИКИ СОЦРЕАЛИЗМ