Рококо
Рококо (Rococo), стиль в искусстве и
архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по
всей Европе.
Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером.
Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и
логическим результатом его развития, и его художественным антиподом.
С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости
форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо
предпочитает изящество и лёгкость. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая
позолота барочного декора сменяются светлыми тонами - розовыми, голубыми,
зелёными, с большим количеством белых деталей.
Рококо имеет в основном орнаментальную направленность; само
название
происходит от сочетания двух слов: "барокко" и
"рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками
и ракушками гротов и фонтанов).
Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические,
эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Первым
значительным мастером живописи в стиле Рококо стал Ватто,
а дальнейшее развитие он получил в творчестве таких художников, как Буше и Фрагонар. Самым ярким представителем этого стиля во
французской скульптуре является, пожалуй, Фальконе, хотя в его творчестве
преобладали рельефы и статуи, предназначенные для
украшения интерьеров, бюсты, в том числе из терракоты. Кстати, сам
Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры
(замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене).
В архитектуре этот стиль нашёл наиболее яркое выражение в
декоративном украшении интерьеров. Сложнейшие асимметричные
резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали
с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон,
выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг.). Родившийся во Франции,
стиль Рококо быстро
распространялся в других странах благодаря французским художникам,
работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекторов.
За пределами Франции Рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии,
где впитал в себя традиционные элементы барокко. В архитектуре церквей, таких,
как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг.)
(архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко
превосходно сочетаются со свойственным
Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством,
создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.
Сторонник Рококо в Италии - архитектор Тьеполо - способствовал его
распространению в Испании. Что касается Англии, то здесь Рококо оказал влияние
в основном на прикладные искусства, например на инкрустацию мебели и
производство серебряных изделий, и частично на творчество таких мастеров, как
Хогарт или Гейнсборо, у которых утончённость образов и артистическая
манера письма полностью соответствует духу Рококо. Стиль Рококо был
весьма популярен в
Центральной Европе вплоть до конца 18 века, тогда как во Франции и
других западных странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг. К этому времени
он воспринимался как символ легковесности и был
вытеснен неоклассицизмом.
ЛИОТАР РЕЙНОЛДС ТЬЕПОЛО ФРАНОГАР