Маньеризм

Маньеризм (Mannerism, итал. maniera - стильанера), термин,употребительный

в теории изобразительного искусства.

Стал популярным благодаря художнику и биографу 16в. Вазариоторый     

характеризовал им высокую степень грациозности,  уравновешенности и утончённости в искусстве. Однако с 17 века большинство критиков, полагая, что итальянское искусство 2-й половины 16 века переживало упадок по сравнению с вершинами, достигнутыми в период Высокого Возрождения (Ренессанс) Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем, термин "Маньеризм" относили к искусству, которому свойственны метафорическая насыщенность, пристрастие к гиперболе и гротеску. В результате Маньеризмом стали называть стиль, воспринятый школами итальянского искусства, прежде всего римскими, в период между эпохами Высокого Возрождения и Барокко (около 1520- около 1600гг.).

О Маньеризме принято говорить начиная с Рафаэля, когда он отказался от

предельно ясных и уравновешенных средств выражения, свойственных Высокому

Возрождению, и начал работать в более изощрённой манере. Для Маньеризма

характерны удлинённость фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или

причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, и яркие цвета. В ваянии провозвестником Маньеризма был Джамболонья, в искусстве

которого, оказавшем огромное влияние на его современников, сочетаются

причудливость поз с изысканной плавностью и элегантностью форм. К ведущим

скульптурам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини. Маньеризм в архитектуре также трудноопределим, как в живописи и скульптуре, но часто подразумевает осознанное презрение к установленным правилам и классическим традициям.

Наиболее известные маньеристы: в Италии - архитектор Бартоломео  Аманати,

живописец Понторлио, Партиджанини, Бронзино, Тинторетто, скульптор Бенвенутто

Челини; в Испании - Эль Греко, в Нидерландах - Ян ван Скорелли Черт,Свроним,

Адам и Ева”). Животные и растения в его акварелях словно живые. Художнику лучше

всего удавались портреты, особенно интересны автопортреты.

За пределами Италии маньеристами иногда называют представителей школы Фонтенбло во Франции, нидерландских художников 16 века (многие из них восприняли идеи Маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании. В литературе и музыке термин "Маньеризм" применяется ещё шире, чем в изобразительном искусстве и архитектуре. Так,"маньеристскими" именуют литературные произведения, которым свойственна витиеватость слога, усложнённый синтаксис и использование причудливо-фантастических образов. Наиболее известный пример - двухтомный роман "Эвфуэс" (1578-1580 гг.)

Джона Лили, породивший термин "эвфуизм", означавший в высшей степени

искусственный и вычурный стиль. В музыке "маньеристским" считается, например,

творчество итальянского композитора, автора мадригалов Карло Джезуальдо ди

Веноза, чьи произведения отличаются необычной гармонией, внезапной сменой темпа и яркой экспрессией.

  

 

  БРОНЗИНО       ВАЗАРИ       ПАРМИДЖАНИНО       РОССО       СКОРЕЛЛ 

 

  ЭЛЬ ГРЕКО               

    

           

             

     

 

 

      

 

 

Hosted by uCoz