Барокко
Слово 'барокко' итальянского происхождения, буквально означает 'странный',
'причудливый'. Такое название весьма соответствует особенностям основного
стилистического направления в европейском искусстве с конца 16 века - середины
18 века. В истории искусства 19 и особенно 20 века термином 'барокко' начинают
обозначать все европейское искусство 17-18 веков. Искусство барокко сложилось и
расцвело в Италии, где работали крупнейший архитектор и скульптор Л.Бернини,
живописец, глава демократического реализма Караваджо, последователи академизма
братья Карраччи и др. Барокко было связано с дворянско-церковной культурой
эпохи расцвета абсолютизма. Был призван прославлять могущество церкви и
светской аристократии, тяготел к парадной торжественности и пышности. В этот период
наблюдается расцвет архитектуры, выразившийся в создании грандиозных городских
ансамблей и дворцово- парковых комплексов (Собор и площадь святого Петра в Риме,
образованная колоннадой Бернини (1657-1663гг)).
Основополагающей чертой барокко можно считать его стремление к синтезу
искусств, объединению в один ансамбль архитектуры, скульптуры, живописи и
декоративного искусства. В изобразительном искусстве этого периода преобладали
сюжеты, в основе которых был заложен драматический конфликт, - религиозного,
мифологического или аллегорического характера. Создаются парадные портреты,
предназначенные для украшения интерьеров. Особенность барокко - не соблюдение
ренессансной гармонии ради более эмоционального контакта со зрителем. Большое
значение приобрели композиционные эффекты, выраженные в смелых контрастах
масштабов, цветов, света и тени. Но при этом художники барокко стремятся к
достижению ритмического и цветового единства, живописности целого. Барокко
получило распространение во Фландрии (знаменитые представители барокко во
Фландрии - П.Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Йорданс, А. ван Дейк), в Испании,
Португалии, на юге Германии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на западе
Украины, в Литве. Во Франции барокко слилось с классицизмом в единый пышный стиль. Один из главенствующих стилей в европейской архитуктуре и
искусстве конца 16-середины 18 вв., барокко утвердилось в эпоху интенсивного
сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий).
Барокко воплотило новые представления о единстве,
безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной
изменчивости, интерес к реальной среде, и окружающей человека природной стихии.
Барокко пришло на смену гуманистической художественной
культуре Возрождения и изощрённому субъективизму искусства маньеризма.
Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о
гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека,
его воли и разума, эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира,
идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в
искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним
миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды. Для искусства барокко
характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость,
интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного
и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света
и тени. Синтезу искусств в барокко, носящему всеобъемлющий характер и
затрагивающему практически все слои общества (от государства и аристократии до
городских низов и отчасти крестьянства), свойственно торжественное,монументально- декоративное единство, поражающее
воображение своим размахом. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба -
стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве
художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и
церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной
игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели
живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство.
Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой,
резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись
плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов. В изобразительном искусстве
барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного,
мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие
привилегированность общественного положения человека. Идеализация образов
сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими
эффектами, реальность - с фантазией, религиозная аффектация - с подчёркнутой
чувственностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм,
граничащей с иллюзорностью. В произведениях искусства барокко порой включаются
реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из
костей и т. п.). В живописи большое значение приобретают эмоциональное,
ритмическое и колористическое единство целого, часто непринуждённая свобода
мазка, в скульптуре - живописная текучесть формы, ощущение изменчивости
становления образа, богатство аспектов и впечатлений. В Италии - на родине
барокко - отдельные его предпосылки и приёмы проявились в 16 в.
в станковой и декоративной живописи Корреджо, творчестве Караваджо, постройках Дж. Виньолы (тип раннебарочной
церкви), скульптуре Джамболоньи. Наиболее законченное
и яркое воплощение стиль барокко нашёл в полных религиозной и чувственной
аффектации произведениях архитектора и скульптора Л. Бернини, архитектора Ф. Борромини, живописца Пьетро да Кортоны. Позднее итальянское барокко эволюционировало к
фантастичности построек Г.Гварини, бравурности
живописи С. Розы и А. Маньяско, головокружительной
лёгкости росписей Дж. Б. Тьепопо. Во Фландрии
мироощущение, рождённое Нидерландской буржуазной революцией 1566-1602, внесло в
искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические начала (живопись П.
П. Рубенса, ван Дейка, Я. Йорданса).
В Испании в 17 в. некоторые черты барокко проступали в аскетичной
архитектуре школы X. Б. де Эрреры, в реалистической живописи X. де Риберы и Ф. Сурбарана, скульптуре X. Монтаньеса. В 18 в. в постройках X. Б. де Чурригеры формы барокко
достигали необычайной сложности и декоративной изощрённости (ещё более
гипертрофированной в "ультрабарокко" стран
Латинской Америки). Стиль барокко получил своеобразное
истолкование в Австрии, где он сочетался с тенденциями рококо (арх. И. Б. Фишер
фон Эрлах и И. Л. Хильдебрандт,
живописец Ф. А. Маульберч}, и абсолютистских
государствах Германии (арх. и скульпторы Б.Нейман, А. Шлютер,
М. Д. Пеппепьман, братья Азам, семья арх. Динценхофер, работавших также в Чехии), в Польше, Словакии,
Венгрии, Словении, Хорватии, Зап. Украине,
Литве. Во Франции, где ведущим стилем в 17 в. стал классицизм, барокко
оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством
абсолютизма, оба направления слились в единый помпезный
т. н. большой стиль (убранство залов Версаля, живопись Ш. Лебрена).
Понятие "барокко" иногда неправомерно распространяется на всю
художественную культуру 17 в., в том числе на явления, далёкие от барокко по
содержанию и стилю (например, "нарышкинское
барокко", или "московское барокко", в русском зодчестве конца 17
в.). Во многих странах Европы в 17 в. сложились и
яркие национальные реалистические школы, опиравшиеся как на приёмы караваджизма, так и на местные
художественные традиции реализма. Они наиболее ярко выразились в неповторимо
своеобразном творчестве великих мастеров (Д. Веласкеса в Испании, Ф. Халса, Я. Вермера Делфтского,
Рембрандта в Голландии и др.), принципиально отличном, а порой и сознательно
противопоставленном художественным концепциям барокко. В России развитие
искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной
монархии, приходится на 1-ю половину 18 в. Стиль барокко в России был свободен
от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и
обладал рядом национальных особенностей. Русская архитектура барокко, достигшая
величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа
(Петродворец), Царского Села (Пушкин) и др., отличается торжественной ясностью
и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский); изобразительные
искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портpет (скульптуры Б.
К. Растрелли и др.) Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального
искусства и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с
архитектурой. В 1-й пол. 18 в. барокко эволюционирует к грациозной лёгкости
стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. повсеместно
вытесняется классицизмом.
ВЕЛАСКЕС ВЕРМЕР ДЖЕНТИЛЕСКИ ЙОРДАНС КАРАВАДЖО КАРРАЧЧИ
МУРИЛЬО РЕЙСДАЛ РЕМБРАНДТ РУБЕНС СУРБАРАН ХАЛЬС